Художественная интерпретация реальных травматических событий в пьесе Марии Огневой «За белым кроликом»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-111-115
Аннотация
Статья посвящена изучению документальной и художественной составляющих пьесы М. Огневой «За белым кроликом», в которой поднимается тема пережитой в прошлом травмы. Пьеса основана на реальных событиях, связанных с насильственной смертью двух девочек-подростков, при этом трагическое событие вынесено за рамки фабульной цепочки и фокус внимания перенесен на осмысление трагедии подругой и матерями девушек. Исследуются приемы, используемые автором для создания художественного мира пьесы: иносказание, аллюзия, сочетание реального и фантазийного плана, членение и монтаж, работа с документальными материалами судебной практики, техника «вербатим», разные типы дискурса и разные «точки зрения» для описания одного и того же события. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что используемая автором стратегия сопоставима со сказкотерапией (методом психокоррекционной работы): терапевтический эффект достигается за счет проговаривания героями пережитого травматического опыта в присутствии зрителей, поиска героями различных вариантов выхода из духовного кризиса, запуска на уровне зрителя процесса непрерывной нравственно-этической самоидентификации, то есть соотнесения опыта героев с собственной судьбой.
Об авторе
Е. С. КабиловаРоссия
Кабилова Елена Сергеевна – аспирант.
443086, Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
1. Дзис Д. Театр-терапия. Интервью с Марией Огневой // Lubimovka.ru – фестиваль молодой драматургии «Любимовка». URL: https://lubimovka.ru/blog/579-teatr-terapiya (дата обращения: 01.05.2023).
2. Натахина Е. А., Новашина М. С. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми // Артпедагогика и артпсихология в век инноваций: Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 09 октября 2020 года. М.: Московский государственный институт культуры, 2020. С. 179–184.
3. Огнева М. За белым кроликом // Проза.ру – российский литературный портал, 2018. URL: https://proza.ru/2019/03/11/1050 (дата обращения: 01.05.2023).
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 502 c.
5. Подковырин Ю. Событие исполнения // Современная драматургия. 2014. № 4. С. 211–214.
6. Журчева О. В. Вербатим как механизм создания «новой документальности» в новейшей русской драме // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 3 (45). С. 84–89.
7. Лавлинский С. П., Павлов А. М. О перформативно-рецептивном потенциале современной драматургии // Новейшая драма рубежа XX–XXI вв.: предварительные итоги: коллективная монография. Под общ. ред. Т. В. Журчевой. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. C. 103–125.
Рецензия
Для цитирования:
Кабилова Е.С. Художественная интерпретация реальных травматических событий в пьесе Марии Огневой «За белым кроликом». Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):111-115. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-111-115
For citation:
Kabilova E.S. Artistic interpretation of real traumatic events in Maria Ogneva’s play “Following the White Rabbit”. Philology and Culture. 2023;(3):111-115. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-111-115