Авторские примечания к тексту: художественный прием или эго-документ?
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-169-174
Аннотация
В статье на материале авторских примечаний к «Письмам русского путешественника» Н.М. Карамзина, разделявшего «поэзию» и «правду», рассматриваются следующие вопросы: как определить эстетическую природу примечаний; как они связаны со сменой литературных направлений, жанров и стилей, с коммуникативной функцией словесного искусства, как формируется художественность примечаний; являются ли они неотъемлемой частью произведения; идентичны ли автор примечаний и автор основного текста. Подчеркивается, что примечания Карамзина следует анализировать прежде всего в аспекте его отношения к проблеме «литература и действительность», поскольку достоверность для него была важнее художественности. Писатель вступает не в художественно опосредованный, а прямой диалог с читателем с целью обрести понимание и доверие с его стороны, убедить его в правдивости описанного, обнаруживая при этом новый уровень понимания того, что происходило ранее. Исследуется динамика взаимоотношений примечаний с основным текстом. Особое расположение примечаний, временнáя и пространственная дистанция, отделяющая их от основного текста, осмысляется как свидетельство их гетерогенности. Отмечаются различия в их статусе: основной текст, в принципе, может существовать и восприниматься читателем без примечаний, хотя и в ущербном виде, тогда как публикация примечаний в отрыве от основного текста бессмысленна. В то же время указывается, что именно в литературе сентиментализма и, в частности, у Карамзина, формируется специфическое художественное качество примечаний в форме диалога с воображаемым читателем. Делается вывод о референтной функции авторских примечаний: в «Письмах русского путешественника» они связывают между собой литературу и действительность, мир образов и реальный мир, который характеризуется при этом «избирательным сродством» с миром художественным.
Об авторе
Л. А. СапченкоРоссия
Сапченко Любовь Александровна - доктор филологических наук, профессор.
432071, Ульяновск, площадь Ленина, 4/5
Список литературы
1. Карамзин Н. М. Историческое похвальное слово Екатерине II // Сочинения Н. М. Карамзина. Т. 1. СПб.: Изд-е А. Смирдина, 1848. С. 275–380.
2. Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1966. 424 с.
3. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М: Книга, 1987. 336 с.
4. Панофски Г. Приезд Карамзина в Берлин и его встреча с русским ветераном в Потсдаме. Факты вместо вымыслов // XVIII век: Сб. 26. Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века. СПб.: Наука, 2011. С. 254–287.
5. Шиппан М. Николай Карамзин в Берлине – лето 1789 // Карамзинский сборник. Наследие Н. М. Карамзина в истории и культуре России: сб. материалов Международной научно-практической конференции (Ульяновск, 5–6 дек. 2016 г.). Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2017. С. 143– 164.
6. Клейн И. «Письма русского путешественника» как документальный источник (Рец. на кн.: Panofsky Gerda S. Nikolai Mikhailovich Karamzin in Germany: Fiction as facts. Wiesbaden, 2010) // НЛО. 2010. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/5/pisma-russkogo-puteshestvennika-kak-dokumentalnyj-istochnik.html (дата обращения: 23.08.2023).
7. Русский путешественник [Карамзин Николай Михайлович]. Письма русского путешественника: В 6 ч. М.: В Университетской типографии у Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1797–1801.
8. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1987. 718 с.
9. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: изд-во Кулагиной Intrada, 2008. 358 c.
10. Сапченко Л. А. Типология авторских примечаний в сочинениях Н. М. Карамзина // Перекрестки взаимодействий: диалог русской и зарубежной литературы во времени и в пространстве. Материалы Восьмых Международных научных чтений. В 2 ч. Ч. 1. Калуга: КГУ имени К. Э. Циолковского, 2022. С. 139–150.
Рецензия
Для цитирования:
Сапченко Л.А. Авторские примечания к тексту: художественный прием или эго-документ? Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):169-174. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-169-174
For citation:
Sapchenko L.A. Authorial notes to the text: an artistic device or an ego-document? Philology and Culture. 2023;(3):169-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-169-174