Дневники Джона Фаулза как творческая биография писателя
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-175-181
Аннотация
На примере дневников Дж. Фаулза показано становление творческого пути выдающегося английского писателя XX века. В российской науке существует устойчивое мнение о том, что творчество Фаулза принадлежит постмодернизму. Однако Фаулз настойчиво отделял себя от постмодернизма. Тщательное изучение его дневников свидетельствует о том, что при всем многообразии тем и образов, богатстве приемов художественного изображения действительности ключевой для его творчества стала тема обретения самосознания личности как необходимого условия достижения свободы. Его дневники можно рассматривать как компактное документально-художественное произведение, как представление о закономерностях развития литературы и преемственности литературного развития. Дневник Фаулза – своеобразная исповедь молодого человека, его творческих исканий, сомнений самоопределения в жизни и обществе. В своих эстетических принципах Фаулз ориентируется в первую очередь на классическую традицию литературы XVIII века. Продолжая традиции Руссо, он создает модель человека, которому свойственны культ чувства и природы. Для Фаулза мир искусства – это мир духовности. Дневник Фаулза позволяет рассмотреть отношение автобиографического героя к важным явлениям общественной жизни. Особое внимание в его дневниках уделено темам времени, памяти, природы. В дневнике Джона Фаулза осуществляется сам процесс психологического становления личности с реальным хронотопом, с аналитическим, информативным и эстетически насыщенным словом.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Л. СелитринаРоссия
Селитрина Тамара Львовна - доктор филологических наук, профессор.
450008, Уфа, Октябрьской революции, 3-а
Список литературы
1. Фаулз Дж. Дневники 1949–1965. М.: АСТ: АСТ Москва, 2007. 860 с.
2. Юнг Карл Густав. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэллой Яффе.: Пер. с нем. Киев: AirLand, 1994. (Citadelle). 405 c.
3. Рейнгольд Н. И. Мосты через Ла-Манш: Британская литература 1900–2000-х. М.: РГГУ, 2012. 608 с.
4. Фаулз Дж. Аристос. М.: Эксмо, 2002. 432 с.
5. Селитрина Т. Л. Русская и зарубежная литература. Сравнительно-исторический подход: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. 167 с.
6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1971. 464 с.
7. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона (О романе Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта») // Дж. Фаулз. Подруга французского лейтенанта: пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой / вступ. ст. А. Долинина; примеч. М. Беккер. М.: Правда, 1990. С. 3–18.
Рецензия
Для цитирования:
Селитрина Т.Л. Дневники Джона Фаулза как творческая биография писателя. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):175-181. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-175-181
For citation:
Selitrina T.L. John Fowles’s diaries as a creative biography of the writer. Philology and Culture. 2023;(3):175-181. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-175-181