Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Особенности разработки и проведения онлайн-курса английского языка делового общения для взрослых обучающихся

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-215-224

Аннотация

Умение общаться на иностранном языке в настоящее время является необходимым условием для специалистов, работающих в сфере бизнеса, поскольку оно обеспечивает дополнительные возможности для карьерного роста и позволяет вести эффективную коммуникацию с партнерами по всему миру. Данная статья посвящена реализации андрагогических принципов в онлайн-курсе английского языка делового общения. Одним из основополагающих среди этих принципов при этом является обеспечение комфортных условий обучения, что подразумевает в первую очередь формат его проведения, который будет соответствующим образом сказываться на организации и эффективности учебного процесса. Актуальность дистанционного формата подтверждается как законодательными актами, так и социальными исследованиями, указывающими на востребованность онлайн-курсов в России. Специфика развития умений иноязычного делового общения у взрослых обучающихся с помощью цифровых технологий позволяет заниматься в условиях, моделирующих рабочую среду. Это наводит на мысль, что при организации обучения рекомендуется использовать профессиональный опыт взрослых людей, предлагать практико-ориентированные задачи, поощрять автономность, использовать аутентичные материалы полемического характера для формирования интерактивной составляющей образовательного процесса. Тем не менее, при всех преимуществах у взрослых людей могут возникнуть определённые сложности во время обучения в онлайн-среде, которые преподаватель должен также принимать во внимание. В данной статье описан опыт разработки онлайн-курса английского языка с учетом актуальных андрагогических принципов, дидактической специфики делового общения и особенностей дистанционного формата. Материалы статьи могут представлять практическую ценность для организации обучения с учетом андрагогических принципов на языковых занятиях для взрослых людей.

Об авторах

М. Г. Бахтиозина
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Бахтиозина Марина Георгиевна - кандидат филологических наук, доцент.

119991, Москва, Ленинские горы, 1



А. Е. Адасова
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Адасова Анастасия Евгеньевна - магистр по направлению «Лингвистика».

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Казакова О. П. Деловой иностранный язык как разновидность языка для специальных целей // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. Екатеринбург, 2014. Том 8. С. 66– 69.

2. Комарова А. И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP). Изд. 3–е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 192 с.

3. Zagan-Zelter D., Zagan-Zelter S. Teaching Business English - A Challenge Both For Students and Academics // Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 3. No. 1. Pp. 245–250.

4. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования: для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 495 с.

5. Змеёв С. И. Становление андрагогики: Развитие теории и технологии обучения взрослых: дис. … д-ра пед. наук: М., 2000. 179 c.

6. Merriam S. B. Adult Learning Theory: Evolution and Future Directions // PAACE Journal of Lifelong Learning. 2017. Vol. 26. Pp. 21–37.

7. Merriam S. B., Caffarella R. S., Baumgartner L. M. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide (3rd ed.). San Francisco: Jossey-Bass, 2007. 560 p.

8. Kovačević E. Teaching Adult Language Learners: Enhancing Personal Methodologies. Sarajevo: Internacionalni univerzitet u Sarajevu, 2021. 211 p.

9. Dudley-Evans T., St John M. Developments in ESP: A Multi-Disciplinary Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 320 p.

10. Преснухина И. А. Преподавание английского языка делового общения в неязыковом вузе // Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография / М-во образования и науки РФ, Московский политехнический университет. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 92 с.

11. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-informatizatsii-lingvisticheskogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 05.04.2022).

12. Фадеева В. А. Интеграция ИКТ в процесс преподавания иностранного (английского) языка на третьей ступени высшего образования (опыт ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова) // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: 3-я Международная научно-практическая конференция (Москва, 11–12 декабря 2018 года). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. С. 214–217.

13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: http://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 27.03.2021).

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.03.2021).

15. Исследование российского рынка онлайн-образования. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 15.06.2022).

16. Соколова А. С. Использование модели смешанного обучения в преподавании немецкого языка на основе платформы Moodle (на примере курса Страноведение: Германия, Австрия, Швейцария для средней школы) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 185–191.

17. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.

18. Penina M. The Seven E-learning Barriers Facing Employees. Final Report / University of Louisville. 2003. URL: https://www.academia.edu/8420360/The_7_ELearning_Barriers_facing_Employees_-_Penina_Mungania (дата обращения: 27.05.2022).

19. Tennant M., Pogson P. Learning and change in the adult years. A developmental perspective. San Francisco: Jossey-Bass, 1995. 240 p.

20. Blondy L. C. Evaluation and application of andragogical assumptions to the adult online learning environment // Journal of Interactive Online Learning. 2007. Vol. 6. Pp. 116–130.

21. Pickett M. Overcoming technology barriers in adult online learning environments with modular instructional design // Proceedings of ASBBS. 2009. Vol. 16. No. 1. Pp. 1–7. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.567.164&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02.04.2022).

22. Donavant B. W. The new, modern practice of adult education: Online instruction in a continuing professional education setting. Adult Education Quarterly. 2009. V. 59. No. 3. Pp. 227–245.

23. Титова С. В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-kompetentsiya-pedagogov-i-novye-obrazovatelnye-standarty-vysshey-shkoly (дата обращения: 11.04.2021)

24. Корчемкина Ю. В., Уварина Н. В. Особенности виртуальной образовательной среды для формирования информационно-аналитических умений студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. Том 216. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnoy-obrazovatelnoy-sredy-dlya-formirovaniya-informatsionno-analiticheskih-umeniy-studentov (дата обращения: 01.06.2023).

25. Интернет и соцсети в начале 2023 года – главные цифры Global Digital 2023. URL: https://vc.ru/marketing/596126-internet-i-socseti-v-nachale-2023-goda-glavnye-cifry-global-digital-2023 (дата обращения: 01.06.2023).

26. Тюкина Л. А. Информационно-коммуникационные технологии в языковом обучении в неязыковом вузе // Лингводидактика в неязыковом вузе: традиционные и инновационные подходы. Сборник научных трудов по материалам II-й Международной научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2019. С. 210–213.

27. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Том 4. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. С. 135–152.

28. Шевалдышева Е. З. Мультимодальные тексты в обучении иностранному языку // Academy. 2019. Т. 4. № 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimodalnye-teksty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 11.06.2022).

29. Padlet. URL: https://padlet.com/ (дата обращения: 01.06.2023).

30. Google Sites. URL: https://sites.google.com/ (дата обращения: 01.06.2023).

31. Conrad R. M., Donaldson J. A. Engaging the online learner. Activities and resources for creative instruction. San Francisco: Jossey-Bass, 2004. 160 p.

32. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017. 248 с.

33. LeNoue M., Hall T., Eighmy M. A. Adult Education and the Social Media Revolution. Adult Learning. 2011. Vol. 22. No. 2. Pp. 4–12.

34. Palloff R. M., Pratt K. The virtual student. A profile and guide to working with online learners. San Francisco: Jossey-Bass, 2003. 216 p.

35. Miro. URL: https://miro.com/ (дата обращения: 01.06.2023).

36. Google Jamboard. URL: https://jamboard.google.com/ (дата обращения: 01.06.2023).

37. Zoom. URL: https://zoom.us/ru (дата обращения: 01.06.2023).

38. LearningApps. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 01.06.2023).

39. Wordwall. URL: https://wordwall.net/ru (дата обращения: 01.06.2023).

40. GetLocus. URL: https://getlocus.io/ru (дата обращения: 01.06.2023).

41. Scholten C. The use of learning styles in adult learning: evaluating the use of adult learning styles in two courses of a masters program at the University of South Australia, unit Systems Engineering & Evaluation Centre. 2006. URL: https://essay.utwente.nl/55961/ (дата обращения: 27.05.2022).

42. Мелешко Д. И. Использование образовательной стратегии «Зигзаг» в коммуникативно-ориентированном обучении чтению на уроках иностранного языка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. Т. 59. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-obrazovatelnoy-strategii-zigzag-v-kommunikativno-orientirovannom-obuchenii-chteniyu-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 09.06.2023).

43. Oxford Learner’s dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 01.06.2023).

44. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 01.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Бахтиозина М.Г., Адасова А.Е. Особенности разработки и проведения онлайн-курса английского языка делового общения для взрослых обучающихся. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):215-224. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-215-224

For citation:


Bakhtiozina M.G., Adasova A.E. Features of designing and conducting an online course in business English for adult learners. Philology and Culture. 2023;(3):215-224. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-215-224

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)