Технологии изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» и стихотворения И.А. Бунина «Бушует полая вода…» иностранными читателями
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-232-237
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные методы работы с текстом в процессе изучения произведений русской литературы иностранными студентами. Показана интегративная структура работы с текстом в системе РКИ, которая включает не только особый вид его анализа, но и применение внетекстовых компонентов при работе с ним. Представлена технология первичного анализа текста художественной литературы с использованием вопросов на все сферы читательского восприятия. Такая инновационная методика обучения иностранных студентов русскому языку и культуре позволяет уделять особое внимание работе с методическим инвариантом претворения литературных произведений в разных видах искусства как технологии лингводидактики, ориентированной на культурологическую парадигму. Показана последовательность работы с метафорой как с образом-символом всего произведения. Именно этот прием позволяет найти в тексте объект, в котором отражаются основные концепты произведения. Таким образом, осуществляется многогранное понимание сложных произведений русской классической литературы, необходимых для глубокого литературного образования иноязычных студентов. Пристальное внимание уделяется работе с текстами больших форматов, где наблюдается многовекторное распределение смыслов. Подробно показана технология работы с поэтическими текстами классической русской литературы, столь сложными для восприятия, сколь и нужными для понимания особенностей русской литературы и русской души.
Об авторе
Е. К. МаранцманРоссия
Маранцман Елена Константиновна - доктор филологических наук, профессор.
191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки 48
Список литературы
1. Овсянико-Куликовский Д. И. Психология русской интеллигенции. М.: Юрайт, 2021. 318 с.
2. Очерки истории русской философии / А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. 458 с.
3. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: «Гнозис», 1992. 319 с.
4. Гончаров И. А. Обломов, И. А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1953. 592 с.
5. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь, «Наири», Ереван, 1993. SBN: 978-966-8838-72-9.
6. Маранцман В. Г. Методика обучения литературе. XXI век. Учебное пособие // ред. Е. К. Маранцман. СПб.: Изд-во ВВМ, 2019. 239 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1977. 519 с.
8. Бунин И. А. Сочинения в 3 томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1982. 417 с.
9. Саврасов А. К. «Грачи прилетели». Государственная Третьяковская галерея. 1871. Инв. номер 828.
10. Левитан И. И. «Март». Государственная Третьяковская галерея. 1895. Инв.номер1489.
11. Юон К. Ф. «Весенний солнечный день. Сергиев посад». 1910. Государственный Русский музей. Регистр. номер 17541003.
Рецензия
Для цитирования:
Маранцман Е.К. Технологии изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» и стихотворения И.А. Бунина «Бушует полая вода…» иностранными читателями. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):232-237. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-232-237
For citation:
Marantsman E.К. Foreign readers’ learning strategies for studying Ivan Goncharov’s novel “Oblomov” and Ivan Bunin’s poem “The Hollow Water is Raging …”. Philology and Culture. 2023;(3):232-237. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-232-237