Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Этноориентированный подход к обучению иноязычных школьников русской фонетике

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-264-269

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования этноориентированного подхода в обучении русскому произношению младших школьников-инофонов. Решается проблема преодоления фонетической интерференции в речи детей-таджиков, обучающихся в российских школах. Цель исследования, представленного в статье, – обоснование и разработка эффективного этноориентированного комплекса упражнений по преодолению таджикско-русской фонетической интерференции и формированию произносительных навыков у детей с родным таджикским языком. В ходе сопоставительного анализа фонетических систем русского и таджикского языков выявлены их различия, являющиеся потенциальными интерферемами – точками возможного отрицательного влияния родного языка на артикуляцию русских звуков. С учетом результатов сопоставительного анализа разработаны специальные комплексы упражнений, обеспечивающие все этапы формирования произносительных навыков у таджикских детей. Доказана целесообразность репрезентации этих учебных комплексов школьникам в видеоформате, где работой над звуком руководит опытный преподаватель русского языка как иностранного с логопедическим образованием, что позволяет ему использовать специальные приемы постановки и автоматизации звука, позволяющие детям-инофонам преодолеть сложившиеся артикуляционные стереотипы родного языка. Особое внимание уделяется артикуляционной гимнастике, готовящей речевой аппарат к продуктивной работе над определенным звуком. Материалы исследования могут использоваться непосредственно в учебном процессе, а также при разработке рекомендаций для школьных учителей, работающих с детьми-инофонами, и учебных пособий по фонетике, в том числе дидактических материалов инновационных форматов, что и определяет практическую и теоретическую ценность представленной концепции этноориентированного обучения фонетике.

Об авторе

Ю. А. Тимофеева
Псковский государственный университет
Россия

Тимофеева Юлия Александровна – аспирант.

180000, Псков, площадь Ленина, 2



Список литературы

1. Андреюшина Е. А. О возможностях использования некоторых логопедических технологий в преподавании фонетики на уроках русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11 (41). Ч. II. C. 27–30.

2. Калинина Ю. М., Цколия К. Р. Особенности использования инновационных технологий в обучении русскому языку детей-билингвов // Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития. Коллективная монография. Под общей редакцией Т. М. Балыхиной. М.: РУДН, 2017. С. 80–91.

3. Хамраева Е. А., Саматова Л. М. Русский язык. 1 класс: учебное пособие для школ с родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. Ч. 1. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. 112 с.

4. Будник Е. А. Фонетическая интерференция и иностранный акцент при обучении русскому произношению // Lingua mobilis. 2012. № 3 (36). С. 171–179.

5. Бубиев Х. М. Методы обучения студентов-таджиков при изучении порядка слов в русском языке // Вестник Таджикского национального университета. 2020. № 3. С. 188–191.

6. Махкамова М. М. Методические приемы по выявлению и преодолению лексико-семантической интерференции в русской речи учащихся таджикских школ // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2015. № 3 (44). С. 257–261.

7. Назарова Р. Т. Педагогические проблемы интерференции в процессе усвоения русской лексики студентами-таджиками // Известия Академии наук республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2020. № 3 (260). С. 209–215.

8. Купрадзе С. Д., Шифрон-Борейко И. Фонетический аспект в обучении РКИ таджикских студентов // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития. Материалы VIII Международной научно-методической конференции. Минск: БГУ, 2019. С. 5–10.

9. Бойтемиров Р. М. Методические основы развития речи учащихся-таджиков в начальных классах с родным языком обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2022. № 1 (70). С. 229–234.

10. Бойтемиров Р. М. Система обучения речевым умениям и навыкам на уроках русского языка в начальных классах с родным языком преподавания // Ученые записки Хунджанского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2021. № 1 (66). С. 198–202.

11. Каримова Д. Классификация согласных звуков в таджикском и английском языках // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2017. № 4–4. С. 138–141.

12. Набиева М. Ш., Махмадджонов О. О. Фонология японского языка: различие и общность (сопоставление с таджикским языком) // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2016. № 4–6 (212). С. 40–45.

13. Арзуманов С. Д. Таджикский язык. Самоучитель. Москва: Каро, 2019. 416 с.

14. Иванов В. Б. Семенова Е. В., Хушкадамова Х. О. Учебник таджикского языка для стран СНГ: в 2-х частях. Ч. 1. М.: Ключ-С, 2009. 226 с.

15. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике: языковые контакты. Вып. 6. М.: Прогресс, 1972. C. 25–51.

16. Алиева Б. М. Особенности преподавания русского языка как неродного в таджикских школах // Вестник педагогического университета. 2019. № 5 (82) С. 29–33.

17. Григорьева П. И., Яковлева И. В. Необходимость проведения артикуляционной гимнастики при постановке звуков // Человек. Социум. Общество. 2022. № 14. С. 31–36.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеева Ю.А. Этноориентированный подход к обучению иноязычных школьников русской фонетике. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):264-269. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-264-269

For citation:


Timofeeva Yu.A. Ethno-oriented approach to teaching russian phonetics to foreign-language schoolchildren. Philology and Culture. 2023;(3):264-269. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-264-269

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)