Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Теоретические основы формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы при изучении башкирского языка

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-224-232

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования метапредметных результатов у учеников начальной школы в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Анализируются метапредметные образовательные результаты и подходы, основанные на развитии универсальных учебных действий у обучающихся в различных предметных областях, в том числе в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В данном исследовании дается интерпретация термина «метапредметность», согласно которой развитие у обучающихся универсальных учебных действий происходит в различных предметных областях, в частности в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В статье отмечается, что изучение государственных языков способствует формированию полилингвальной и поликультурной личности, что способствует развитию более гармоничного общества, где ключевыми ценностями становятся уважение и признание других народов. Приводится анализ ряда законов и документов, регулирующих изучение государственного башкирского языка в школах Республики Башкортостан. Конкретизируются планируемые результаты, предлагаемые в Примерной рабочей программе для учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» на уровне начального общего образования.

Об авторе

С. А. Косцова
Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий»; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Косцова Светлана Александровна, старший преподаватель, соискатель

453100, Стерлитамак, Комсомольская, 67



Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202 107050028?ysclid=lnohpwsfz899714291 (дата обращения: 13.10.2023)

2. Родной язык, культура и литература в системе образования: традиции и инновации: материалы Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции, посвященной 30-летнему юбилею факультета башкирской филологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. Мифтахетдина Акмуллы»; Году педагога и наставника, 21 февраля 2023. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2023. 548 с.

3. Безбородова Л. А., Жук А. С. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 57–65.

4. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». 2009. С. 548–551.

5. Коршунова О. В. Метапредметность в современном обучении: сущность, признаки, проблемы и варианты реализации // Образование личности. 2016. № 4. С. 171–180.

6. Хуторской А. В. Пять уровней метапредметности // Народное образование. 2017. № 8. С. 69–80.

7. Пурышева Н. С. Ромашкина Н. В., Крысанова О. А. О метапредметности, методологии и других универсалиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (1). С. 11–17.

8. Харисов Ф. Ф. Воспитание полилингвальной и поликультурной личности средствами государственных языков республик: сборник трудов X международной научно-практической конференции «Ашмаринские чтения». Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, 2016. С. 266–268.

9. Указ Главы Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № УГ-613 «Об утверждении Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021-2030 годы» https://education.bashkortostan.ru/documents/active/3517 67/ (дата обращения: 13.10.2023)

10. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями) URL: https://goskomjust.bashkortostan.ru/ documents/active/44119/?ysclid=lnoiyi6d6g109026496 (дата обращения: 13.10.2023)

11. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан». URL: https://npa.bashkortostan.ru/4384/ ?ysclid=lnoj169z9d498917612 (дата обращения: 13.10.2023)

12. Давлетшина М. С. Примерная рабочая программа учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» для 1-4 классов начального общего образования. Уфа, 2022. 60 с.


Рецензия

Для цитирования:


Косцова С.А. Теоретические основы формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы при изучении башкирского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(4):224-232. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-224-232

For citation:


Kostsova S.А. Theoretical foundations of the meta-subject results formation in primary school students: Based on the Bashkir language learning. Philology and Culture. 2023;(4):224-232. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-224-232

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)