Персонализированный контроль в обучении иностранному языку
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-240-244
Аннотация
Статья рассматривает персонализированный контроль как основу для разработки индивидуальной траектории развития, индивидуального плана устранения пробелов в знаниях и совершенствования иноязычных коммуникативных навыков. Инструментом его реализации является мониторинг индивидуальной успешности в освоении изучаемого предмета с последующим анализом результатов тестирования при участии преподавателя как консультанта и определением возможных путей преодоления имеющихся проблем в усвоении иностранного языка. В статье анализируются результаты мониторинга, проводимого среди студентов Института филологии и межкультурной коммуникации, и делается вывод о необходимости дальнейшей работы по определению индивидуального пути каждого студента в работе над своими пробелами. Принятие решения остается за самим учащимся, и мотивирующим фактором становятся дополнительные курсы на развитие рецептивных навыков, когда период псевдопассивности на деле закладывает основы совершенствования коммуникативной компетенции благодаря непроизвольному усвоению иноязычного лексико-грамматического материала, так как чтение и аудирование помогают частично компенсировать отсутствие языковой среды. Успешность в восприятии иноязычной речи на слух или в понимании аутентичных текстов при чтении внушает уверенность в дальнейшем совершенствовании коммуникативной компетенции и позволяет благодаря самоанализу и самооценке определить ориентиры своего продвижения в изучении иностранного языка.
Об авторах
Л. О. СвиринаРоссия
Свирина Людмила Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент
420008, Казань, Кремлевская, 18
А. Х. Ашрапова
Россия
Ашрапова Алсу Халиловна, кандидат филологических наук, доцент
420008, Казань, Кремлевская, 18
Ф. Л. Ратнер
Россия
Ратнер Фаина Лазаревна, доктор педагогических наук, профессор
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Абдалина Л. В. Персонализация как ведущий образовательный тренд современности // Воронежский гос. университет. Вестник ВГУ. № 2. 2022. С. 10–13.
2. Ашрапова А. Х., Халикова Л. И. Реализация уровневого обучения и тестирования в английском и татарском языках // Актуальные проблемы адаптации и интеграции репатриантов: сборник материалов международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. Е. Агманова. Астана: Изд-во ТОО «KazServisePrint LTD», 2017. С.195–200.
3. Гусева Н. В. Мониторинг качества обучения иностранному языку в военном вузе // Проблемы современного педагогического образования. Крымский федеральный университет. 2019. №. 65–2. C. 102–105.
4. Карбышева О. П., Качалов Н. А. Проведение мониторинга качества языковой подготовки студентов технического вуза // Томский гос. политехнический университет. Вестник ТГПУ. Выпуск 7(70). Серия: педагогика. Томск. 2007. С. 92–95.
5. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М.: Наука. 1991. С. 185–220.
6. Пушкарева И. А. Условия успешного изучения иностранного языка // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. С. 80–87.
7. Свирина Л. О. О некоторых стереотипах и роли пассивного периода в изучении иностранного языка // Филология и культура. 2015. № 2(40). C. 320–324.
8. Евдоксина Н. В. Психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов. Астраханский гос. технический университет. Вестник АГТУ. 2007. No. 2(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskieosobennosti-izucheniya-inostrannogo-yazyka-studentamitehnicheskih-vuzov/viewer (дата обращения: 01.11.2023)
9. Krashen S. D. Explorations in Language Acquisition and Use. Heinemann. Portsmouth: NH: Heinemann, 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 349255011_Explorations_in_Language_Acquisition_and _Use (дата обращения: 01.11.2023)
10. Рыжов В. В., Бурова И. В., Федосеева О. И. Построение когнитивной модели иноязычных способностей студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22589 (дата обращения: 04.11.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Свирина Л.О., Ашрапова А.Х., Ратнер Ф.Л. Персонализированный контроль в обучении иностранному языку. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(4):240-244. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-240-244
For citation:
Svirina L.О., Ashrapova А.К., Ratner F.L. Personalized control in foreign language learning. Philology and Culture. 2023;(4):240-244. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-240-244