Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Языковые средства воздействия на адресата в социальной рекламе о COVID-19

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-35-43

Аннотация

   Целью статьи является выявление наиболее типичных языковых средств воздействия на адресата, предупреждающих об опасности пандемии Короновируса, в социальной рекламе.

   Анализ материалов, появлявшихся в различных социальных сетях, видеороликах в Youtube.com и на сайте Стопкоронавирус.рф за промежуток времени с мая 2020 года по март 2022 года, показал, что в первый период пандемии высокочастотным являлось использование языковой игры (50 % роликов), неологизмов (50 %). В период массовой вакцинации от коронавируса количество приемов «языковая игра» и «неологизмы» в социальной рекламе сократилась до 42,3 % и 34,6 % соответственно. На основании полученных данных автор проводит аналитическую экспертизу и делает вывод о стратегическом сдвиге, произошедшем в модели речевого жанра «социальная реклама» в период пандемии. Использование императивной формы глагола в побудительных предложениях служит наиболее активным морфологическим средством при построении адресации социальной рекламы о COVID-19 вне зависимости от периода пандемии. Это связано с самой основной целью социальной рекламы – побудить людей делать либо не делать что-то в личных интересах, а также в интересах социума.

Об авторе

Ли Хайнин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ли Хайнин, аспирант

199034

Университетская наб., 7–9–11В

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13. 03. 2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 11. 03. 2022)

2. Аржанов Н. П., Пирогова Т. А. История отечественной рекламы // Галерея рекламной классики. М.; Харьков: Студцентр, 2004. 304 с.

3. Николайшвили Г. Социальная реклама как технология влияния в публичной политике // Социальная реклама.ру. URL: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=4989&SECTION_ID=107 (дата обращения: 22. 03. 2022)

4. Фернхэм А. Реклама: вклад прикладной когнитивной психологии // Прикладная когнитивная психология. 2019. М.: Изд. Когнитивная наука, Т. 33. №. 2. С. 168–175.

5. Воеводина Е. В., Морковкина А. А. Коммуникативные характеристики социальной рекламы и ее влияние на поведение молодёжи: социолингвистическое исследование // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11. №. 1. С. 79–86.

6. Кожина М. Н. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей // под ред. Кожиной М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Z]. М.: Изд. Флинта Наука, 2011. C. 147.

7. Мифы о вакцинации. Как протекает COVID-19 после вакцинации. [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=Jmcyiw7AMAc (дата обращения: 12. 03. 2022)

8. Мифы о вакцинации. Статистика – это я! [видеоролик] // YouTube-канал Стопкоронавирус.рф. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Jmcyiw7AMAc (дата обращения: 12. 03. 2022)

9. Мифы о вакцинации. Опасные побочные эффекты [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=NzkCSHgXtoo (дата обращения: 12. 03. 2022)

10. Спасибо, что остались дома! [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=jcJt9hk450Q (дата обращения: 20. 03. 2022)

11. Стоит ли делать прививку? [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=nDjJhUT4aeY (дата обращения: 12. 03. 2022)

12. Вакцинация. Личный опыт. Леонид Рошаль. [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=fmJ7bNUjbPc (дата обращения: 25. 03. 2022)

13. Лошаков В. В. Социальная реклама в деятельности государственных структур // Аспирант. 2018. №. 1. С. 30–33.

14. Будь, как Петя! [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=iLqVMrG8RRA (дата обращения: 12. 03. 2022)

15. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. М.: Едиториал УРСС, 2003. 280 с.

16. Стоит ли делать прививку? [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=nDjJhUT4aeY (дата обращения: 12. 03. 2022)

17. Вакцина помогает даже тем, кто сомневается. [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=qVB6gI4O2JU (дата обращения: 12. 03. 2022)

18. Потапчук Е. Ю., Лабзина Ю. Е., Маркова М. А., Мамаева Д. М. Специфика социальной рекламы в условиях пандемии COVID-19: международный контекст // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 59–67.

19. Колмакова В. В., Нерода Е. В. Структура – семантические особенности неологизмов, вызванных распространением коронавирусной инфекции // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2021. Вып. 5. С. 978–986.

20. Кронгауз М. А. Слово за слово. О языке и не только. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 480 с.

21. Русская социальная реклама, связанная с COVID-19 // «Центр развития ребенка – детский сад № 2». URL: http://2detsad.ru/news/v-detskom-sadu-proshla-akciya-zashhiti-sebya-naden-masku/ (дата обращения: 12. 03. 2022)

22. Китайская социальная реклама о коронавирусе: Соблюдайте социальную дистанцию, чтобы повысить осведомленность о профилактике заболеваний // SOHU. URL: https://www.sohu.com/a/452056406_100211283 (дата обращения: 12. 03. 2022)

23. Профилактика новой коронавирусной инфекции в организациях // Волгоградская областная детская клиническая больница (ГБУЗ «ВОДКБ»). URL: http://водкб34.рф/news/профилактика-новой-коронавирусной-и/ (дата обращения: 12. 03. 2022)

24. Профилактика коронавирусной инфекции [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=d2Sbr3P2u3A (дата обращения: 12. 03. 2022)

25. Коэн А. С., Дроми С. М. Рекламная мораль: Сохранение морального достоинства в стигматизированной профессии // Теория и общество. 2018. Т. 47. №. 2. С. 175–206.

26. Рекомендации для населения: Коронавирусная болезнь (COVID-19) // Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public (дата обращения: 12. 03. 2022)

27. Боишься вирусов – правильно делаешь! [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=PTRUSj6vlig (дата обращения: 12. 03. 2022)

28. Профилактика COVID-19 у подростков [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=mmlPatDcAt8 (дата обращения: 24. 03. 2022)

29. Макки Р. Сториномика: маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире / Роберт Макки; пер. И. Евстигнеева. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 278 с.

30. Не платите жизнью за экскурсию по больнице [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=BOBtJvc1O1g (дата обращения: 12. 03. 2022)

31. Спасибо, что оставались дома! [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=jcJt9hk450Q (дата обращения: 15. 03. 2022)

32. Вакцинация поможет. Оружие в борьбе с коронавирусом [видеоролик] // YouTube-канал «Стоп-коронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=dwgfpHYeVpo (дата обращения: 25. 03. 2022)

33. Оставайтесь дома – это помогает спасать жизни [видеоролик] // YouTube-канал «Стопкоронавирус.рф». URL: https://www.youtube.com/watch?v=-ww45vjJvfI (дата обращения: 12. 03. 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Хайнин Л. Языковые средства воздействия на адресата в социальной рекламе о COVID-19. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(1):35-43. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-35-43

For citation:


Haining L. Language means of influencing the addressee in social advertising about Covid-19. Philology and Culture. 2023;(1):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-35-43

Просмотров: 207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)