Ориентированность на текст как основа обучения русскому языку в условиях персонализации в высшей школе
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-131-136
Аннотация
Одна из главных целей российского высшего образования состоит в подготовке профессионально компетентного специалиста. В этом ключе персонализация обучения, касающаяся различных аспектов формирования личностного потенциала обучающегося, становится все более актуальной в вузах страны. Это, в первую очередь, относится к ведущим современным принципам и методам обучения, где основная роль принадлежит языковой подготовке современного специалиста, то есть овладению языком – родным и иностранным, а также формированию информационной и профессионально ориентированной коммуникативной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в освещении современного подхода к персонализации обучения в процессе преподавания русского языка с учетом индивидуальной траектории обучения студентов. Статья затрагивает вопросы обучения русскому языку в высших учебных заведениях г. Москвы. Авторы рассматривают процесс обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному студентов из разных регионов страны и зарубежных стран в техническом и педагогическом вузе в условиях персонализации. Работа по обучению русскому языку включает в себя не только развитие всех видов речевой деятельности студентов, но и способствует овладению языком будущей специальности – профессиональным русским языком. В статье представлена подборка актуальных дидактических материалов, содержащих изучаемые орфограммы, пунктограммы, для работы над языковыми нормами и орфографическими навыками обучающихся, а также задания, способствующие развитию коммуникативных навыков.
Об авторах
А. Н. Бренчугина-РомановаРоссия
Бренчугина-Романова Анна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент.
119435, Москва, М. Пироговская, 1
Л. О. Денисова
Россия
Денисова Лариса Оганесовна - кандидат педагогических наук, доцент.
119435, Москва, М. Пироговская, 1
Л. М. Сафина
Россия
Сафина Лилиана Михайловна - кандидат филологических наук, доцент.
125319, Москва, Ленинградский проспект, 64
Список литературы
1. Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования: методическое пособие / под ред. Д. С. Ермакова. М.: изд-во АНО «Платформа новой школы», 2019. 56 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.
3. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва, 14-18 февраля 2012 года: научные материалы. Москва: РПО. 2012. 464 с.
4. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: информационное общество, информационно-образовательная среда, электронная педагогика, блочно-модульное построение информационных технологий / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев; Ун-т информатизации и упр. 3-е изд. Москва: Дашков и К°, 2013. 370 с.
5. Мельникова Г. Т. Аутентичный текст как основная методическая единица при обучении русскому языку как иностранному // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. Нижний Новгород, 2017. № 6 (11). С. 20–23.
6. Аверченко А.Т. Трагедия русского писателя. URL: https://thelib.ru/books/arkadiy_timofeevich_averchenko/tragediya_russkogo_pisatelya-read.html (дата обращения: 21.03.23).
7. Бренчугина-Романова А. Н. Речевые практики: тексты для чтения и самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык как иностранный и как неродной: учебное пособие / А. Н. Бренчугина-Романова, Л. О. Денисова. Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 99 c. // Электронно-образовательный ресурс для иностранных студентов «Русский как иностранный». URL: https://ros-edu.ru/book?id=111180 (дата обращения: 17.03.2023). Режим доступа: для авторизир. пользователей.
8. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
9. Общий вид Москворецкого моста. URL: https://www.madi.ru/347-kafedra-mosty-i-transportnye-tonneli-o-kafedre.html (дата обращения: 21.03.2023).
10. Демичев А. А. Основы таможенного дела: учебник // А. А. Демичев, А. С. Логинова. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. 188 с.
11. Бренчугина-Романова А. Н., Денисова Л. О. От интегрирования современных педагогических технологий – к персонализированному обучению: развитие гибких навыков обучающихся средствами русского языка // Методика сотрудничества в обучении русскому языку: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–26 марта 2022 г. / науч. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко ; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов, С. С. Фролкова [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2022. С. 134–141.
Рецензия
Для цитирования:
Бренчугина-Романова А.Н., Денисова Л.О., Сафина Л.М. Ориентированность на текст как основа обучения русскому языку в условиях персонализации в высшей школе. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):131-136. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-131-136
For citation:
Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O., Safina L.M. Personalization in higher education: Textoriented learning of Russian. Philology and Culture. 2024;(1):131-136. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-131-136