Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Языковая и культурная адаптация иностранных студентов: взгляд преподавателя РКИ

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-137-142

Аннотация

В статье представлены результаты исследования потенциала образовательных программ по русскому языку как иностранному по направлениям «Филология» и «Лингвистика» в решении вопросов языковой и культурной адаптации иностранных студентов в реалиях современного российского общества. Авторами поставлена задача рассмотреть особенности академических дисциплин по направлениям «Филология» и «Лингвистика» при решении междисциплинарной проблемы языковой и социокультурной адаптации иностранных студентов. Авторами обозначена роль взаимосвязи когнитивной лингвистики с лингвокультурологией в приближении иностранных студентов к вопросам языкового сознания, предопределяющего полноценное владение языком. Исследование выявило достоинства инструментов и ресурсов обучения иностранных студентов русскому языку – ряда профильных академических дисциплин. Исследование подтверждает, что решение вопросов языковой и при этом культурной адаптации иностранных студентов достигается в курсе академических дисциплин «Лексикология», «Лингвокультурология», «Лингвострановедение», «Теория перевода», при изучении разделов теории языка, таких как «Безэквивалентная лексика», «Семантика», «Когнитивная лингвистика», при овладении компетенциями проведения анализа художественного текста (стилистика). Исследование позволило заключить, что степень овладения иностранными студентами профессиональными компетенциями лингвиста и филолога может рассматриваться как уровень языковой и культурной адаптации в российском обществе.

Об авторах

Н. В. Габдреева
Казанский федеральный университет
Россия

Габдреева Наталия Викторовна - доктор филологических наук, профессор.

420008, Казань, Кремлевская, 18



Г. М. Туктарова
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ
Россия

Туктарова Гузель Мансуровна - кандидат филологических наук, доцент.

420126, Казань, Четаева, 18а



Т. П. Трошкина
Казанский федеральный университет
Россия

Трошкина Татьяна Петровна - кандидат филологических наук, доцент.

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Путин В. В. Год педагога и наставника: / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika (дата обращения: 10.09.2023).

2. Студенты из СНГ могут обучиться в РФ и преподавать русский в своих странах. URL: https://ria.ru/20230616/pedagog-1878756179.html (дата обращения: 12.09.2023).

3. Староверкина Л. А., Акименко Н. А., Бадмаева В. И. Языковая и социально-культурная адаптация иностранных граждан на довузовском этапе (на примере Калмыцкого государственного университета) // Международный научно-исследовательский журнал. №10 (41). Ч. 2. Екатеринбург, 2015. С. 62–64.

4. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие. Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. 139 с.

5. Calhoun, Theodore Warner, Culture shock and its effects on American teachers in overseas schools: an exploratory study. Doctoral Dissertations 1896 – February 2014. Boston, University of Massachusetts Amherst, 1977. 181 p. URL: https://doi.org/10.7275/10994394 (дата обращения: 10.09.2023).

6. Иванов А. О. Безэквивалентная лексика. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 192 с.

7. Замалетдинов Р. Р., Мухаметзянова Л. Р., Хуснутдинова Д. Х. Концепт дөнья (мир) в татарской языковой картине мира // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии. Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Отв. ред. И.С. Насипов. Уфа, изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2022. С. 95–102.

8. Малхазова М. И. Лингвокультурология как самостоятельное направление лингвистики // Актуальные вопросы современной науки. Уфа, 2015. №39. С. 134–142.

9. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2001. 278 с.

10. Лях П. П. Трудности языковой адаптации иностранных студентов в тихоокеанском государственном университете // Ученые заметки ТОГУ, Хабаровск, 2014, Том 5, № 3. С. 232–238.


Рецензия

Для цитирования:


Габдреева Н.В., Туктарова Г.М., Трошкина Т.П. Языковая и культурная адаптация иностранных студентов: взгляд преподавателя РКИ. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):137-142. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-137-142

For citation:


Gabdreeva N.V., Tuktarova G.M., Troshkina T.P. International students’ language and cultural integration: Expert comments by a teacher of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2024;(1):137-142. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-137-142

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)