Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Авторский миф Г. Р. Державина

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-152-157

Аннотация

В статье характеризуется концепция личности Г. Р. Державина, которую он конструирует в своей поэзии. Эта концепция рассматривается как авторский миф, авторское мифотворчество. Державин создает в своей поэзии образ, непосредственно соотносящийся с его жизнью и его личностью. Создание многих стихотворений связано с конкретными биографическими фактами, но в художественном контексте и авторской интерпретации образ лирического героя державинской поэзии обретает определенные мифологические черты. Цель исследования – выделить ключевые тексты и сквозные принципы, которые составляют основу авторского мифа Г. Р. Державина. В статье проанализированы стихотворения «Фелица», «Философы. Пьяный и трезвый», «Бог», «Памятник», «Тончию», «Свобода», «К самому себе», «Евгению. Жизнь Званская», «Признание». В результате раскрываются основные аспекты авторского мифа Г. Р. Державина, в котором перед читателем Державин предстает как государственный деятель, поэт, философ, помещик и обычный человек со свойственными ему слабостями. Основой этого мифа является нравственная позиция, определяемая такими качествами, как чистосердечье, правда и добродетель. Личность Державина представлена в его авторском мифе как воплощение национальных качеств русского человека.

Об авторе

А. Маслова
Вятский государственный университет
Россия

Маслова Анна Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор

610000, Киров, Московская, 36



Список литературы

1. Державин Г. Р. Собрание сочинений. В 10 т. М.: Народное образование, 2015–2018.

2. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 2003. 453 с.

3. Ермоленко О. В. «Мифотворчество» и «индивидуально-авторское мифотворчество»: проблема разграничения понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том 13. Выпуск 3. С. 90–94.

4. Орехова Л. А. Авторское мифотворчество и русский модернизм (лирическая проза): учебное пособие. Киев: Научно-методический кабинет высшего образования Украины, 1992. 92 с.

5. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1981. 678 с.

6. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. К. Грота. В 9 т. Т. 6. Переписка (1794–1816) и «Записки». СПб.: Издание Академии наук, 1871. XXX, 905 с.

7. Ходасевич В. Ф. Державин. М.: Мысль, 1988. 283 с.

8. Фоменко И. Ю. Автобиографическая проза Г. Р. Державина и проблема профессионализации русского писателя // XVIII век. Сб. 14. Русская литература XVIII – нач. XIX в. в общественно-культурном контексте. Л., Наука, Ленинградское отд-ние, 1983. С. 143–164.

9. Маслова А. Г. Поэтическое творчество Г. Р. Державина в контексте литературно-эстетических исканий конца XVIII – начала XIX века. Киров: Издательство Вятского государственного университета, 2010. 295 с.

10. Западов В. А. Комментарий: Державин. Свобода // Г. Р. Державин Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 437.

11. Гоголь Н. В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Н. В. Гоголь Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1959. С. 159–203.


Рецензия

Для цитирования:


Маслова А. Авторский миф Г. Р. Державина. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):152-157. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-152-157

For citation:


Maslova A. Derzhavin’s authorial myth. Philology and Culture. 2024;(2):152-157. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-152-157

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)