Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Документальное начало в художественной литературе в свете ценностно- онтологического подхода

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-127-137

Аннотация

   Цель публикации – установить причины возрастания документального начала в художественной литературе в последние полтора столетия в связи с трансформациями смысловых и ценностных полномочий, которыми обладает автор произведения.

   Ценностный аспект документального начала в литературе заключается в том, что факт берет на себя роль смычки с бытием, когда способность и право писателя авторитетно выступать в роли субъекта, переживающего совокупный опыт человечества, поставлены под сомнение. В присутствии документального начала результатом творческого акта оказывается не узко понимаемый эстетический продукт, явление исключительно фикционального характера, реализованное в «автономном бытии», выведенном за пределы «реальности рождений и смертей» автора и читателя. Опора на факт открывает возможность для творческого акта осуществиться как событие, укорененное в пространстве ответственности перед подлинным бытием. Однако и творческая активность художника как учредителя и организатора смыслопорождающего события все равно остается непременным условием художественного произведения. Диалектическое единство правды факта (документа) и индивидуально-творческой инициативы автора сохраняется и в литературе с преобладающим документальным началом. Автор подтверждает подлинность всех «мокрых печатей» на документе, личностно и художественно ратифицирует его. При этом преодолевается и его субъектная онтологическая зыбкость. Формотворческая инициатива автора также сохраняет первостепенное значение в связи с тем, что прямое перенесение жизни на бумагу невозможно (либо ввиду ее невыразительности, либо, чаще, в связи с непереносимой травматичностью опыта, который вытесняется из светлого поля сознания личности). Автор обеспечивает возможность доступа другого (читателя) к «голой жизни», свидетелем и участником которой он оказался, творчески выстраивая субъектно-образную структуру, обеспечивающую эту доступность. Опорой для изложенных в статье идей служит творчество В. Т. Шаламова.

Об авторе

О. Миннуллин
Южный федеральный университет
Россия

Олег Рамильевич Миннуллин, кандидат филологических наук, доцент

420008

пр-т Университетский, 93

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века) : автореф. дис… докт. фил. наук. М., 2008. 50 с.

2. Яковлева Н. «Человеческий документ»: история одного понятия. Хельсинки: Helsinki University Print, 2012. 213 с.

3. Литература и документ: теоретическое осмысление темы : Материалы «круглого стола». М.: ИМЛИ РАН, 2008. URL: https://imli.ru/seminary-i-konferentsii-2008/1827-kruglyj-stol-literatura-i-dokument-teoreticheskoe-osmyslenie-temy (дата обращения 16. 02. 2023).

4. Чукуева З. Н. Грани документальности и ее вариации в прозе // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 81–84.

5. Палиевский П. В. Документ в современной литературе // Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Советская Россия, 1979. С. 128–173.

6. Галлай М. Л. Жизненный материал и художественное обобщение / М. Галлай, М. Лужанин, И. Мерас и др. // Вопросы литературы. 1966. № 9. С. 3–62.

7. Шаламов В. Т. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5.: Эссе и заметки. Записные книжки 1954–1979. М.: Книжный клуб Книговек, 2013. 384 с.

8. Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 15 т. Т. 13: «Дневник писателя» за 1876 год. СПб.: Наука, 1994. 541 с.

9. Галушкин А. Пределы документалистики // Вопросы литературы. 1982. № 7. C. 218–222.

10. Женетт Ж. Введение в архитекст // Женетт Ж. Фигуры: работы по поэтике : в 2 т. Т. 2. / пер. с фран. Е. Васильевой. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. С. 282–340.

11. Розанов В. В. Опавшие листья. СПб: Азбука-Классика, 2015. 400 с.

12. Хайдеггер М. Исток художественного творения. Избранные работы разных лет / пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008. 528 с.

13. Агамбен Д. Homo saker. Суверенная власть и голая жизнь / пер. с итал. И. Левина. М.: Европа, 2011. 256 с.

14. Карпеева Т. А. Художественно-документальные жанры русской литературы XI- XX вв. (генезис, жанры, поэтика). Казань: КФУ, 2013. 99 с.

15. Böger A. People’s Lives, Public Images. The New Deal Documentary Aesthetic. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2001. 288 p.

16. Берютти М. Варлам Шаламов: литература как документ // К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Материалы конференции. М.: [б. и.], 2007. C. 199–208.

17. Чукуева З. Н. Документ как существенный элемент современной литературы // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 100–104.

18. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве // И. А. Ильин Собрание сочинений : в 10 т. Т. 6, Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 51–182.

19. Михайлик Е. Спасения нет : Беседа с филологом Еленой Михайлик о прозе Варлама Шаламова 17 января 2019 года / беседовал Э. Лукоянова. URL: https://gorky.media/intervyu/spaseniya-net (дата обращения 16. 02. 2023)

20. Леви П. Канувшие и спасенные / пер. с итал. Е. Б. Дмитриевой. М.: Новое издательство, 2010. 196 с.

21. Юргенсон Л. След. Документ. Протез. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова / пер. с нем. Я. Завацкая // Osteuropa». 2007. № 6. С. 169–182.

22. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / пер. с фран. И. С. Вдовина, Б. В. Дубин. СПб.: Культурная инициатива, 2000. 416 с.


Рецензия

Для цитирования:


Миннуллин О. Документальное начало в художественной литературе в свете ценностно- онтологического подхода. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(1):127-137. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-127-137

For citation:


Minnullin O. Documentary principles in fiction in the light of the value-ontological approach. Philology and Culture. 2023;(1):127-137. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-127-137

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)