Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Содержание дискурсивной компетенции и процесс её формирования при обучении русскому языку иностранных военнослужащих

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-192-201

Аннотация

   Формирование дискурсивной компетенции как единого целого должно происходить комплексно, системно. Входящие в состав дискурсивной компетенции компоненты следует формировать одновременно, во взаимосвязи, при этом формирование каждого компонента следует реализовывать с помощью тематических дискурсивных событий, состоящих из последовательности блоков. Так, в силу сложности структуры дискурсивной компетенции её формирование должно происходить не линейно и поэтапно, а как методическая система с взаимосвязанными компонентами. В данной статье представлены результаты исследования содержания дискурсивной компетенции, а также рассмотрен процесс её формирования. Результаты описаны после проведения апробации разработанной методической системы обучения военному дискурсу иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку в военном вузе. Модель организации содержания обучения военному дискурсу должна обеспечивать формирование институционального, жанрового, лингвистического, пара- и экстралингвистического, стратегического и прагматического компонентов дискурсивной компетенции. При этом формирование каждого компонента должно осуществляться в последовательном изучении блоков: блока формирования фоновых знаний; блока, включающего чтение текста и отработку лексико-грамматического материала по теме; блока с видеоматериалом; вариативного блока; блока, содержащего игровые технологии; блока, нацеленного на изучение песенного материала по теме; блока заданий разных видов, предполагающего их выполнение в лингафонном кабинете; контрольного блока, в котором проверяется степень сформированности знаний, умений и навыков. Содержание обучения определяется тематикой выбираемых дискурсивных событий, формирование которых требует последовательного прохождения 7 (плюс одного дополнительного) блоков.

Об авторе

М. Носова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова
Россия

Мария Борисовна Носова, старший преподаватель

197022

Льва Толстого, 6-8

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Горбунов А. Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход // Вестн. ТГПУ, 2014. № 6 (147). С. 167–171.

2. Лущинская О. В. Дискурсивная компетенция как цель в обучении будущих журналистов-международников иноязычному письменному дискурсу // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам : материалы III Междунар. науч. конф., посвящ. 88-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 30 окт. 2009 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. Минск: Тесей, 2009. С. 252–253.

3. Носова М. Б. Формирование дискурсивной компетенции с использованием видеоматериалов на уроке РКИ на примере военного дискурса // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2020. № 1. С. 8–13.

4. Носова М. Б. Результаты разработки методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 1. С. 51–64.

5. Лысенко И. В. Дискурсивный подход к обучению, пониманию английской иноязычной лексики / И. В. Лысенко, В. А. Гойко, Л. В. Вишневецкая // Управление в социальных и экономических системах : м-лы ХXII Международной научно-практической конференции, Минск, 17 мая 2013 г. / Минский институт управления; редкол.: Н. В. Суша (и др.). Минск, 2013. С. 215–216.

6. Богомолов В. О. Момент истины. В августе сорок четвертого... Ставрополь: Кн. изд-во, 1982. 432 с.


Рецензия

Для цитирования:


Носова М. Содержание дискурсивной компетенции и процесс её формирования при обучении русскому языку иностранных военнослужащих. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):192-201. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-192-201

For citation:


Nosova M. The content of discourse competence and the process of its formation when teaching the Russian language to foreign military personnel. Philology and Culture. 2022;(4):192-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-192-201

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)