Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215

Аннотация

   Статья вносит вклад в разрешение противоречия между объективно существующей на данный момент необходимостью повысить эффективность формирования у школьников межэтнической толерантности и недостаточной разработанностью ряда теоретических и практических вопросов реализации этого процесса в иноязычном образовании. В статье обосновывается потенциал иноязычного образования для формирования у обучающихся основ уважительного отношения к представителям других народов; выявляются преимущества формирования межэтнической толерантности школьников старших классов с помощью такого средства, как цитирование высказываний известных личностей по вопросам, связанным с взаимоотношениями народов, в ряду других средств, применяемых с этой целью на уроках иностранного языка. В статье описываются критерии отбора цитат и технология их использования в процессе обучения школьников говорению на иностранном языке. В основе технологии лежит теоретическое допущение о возможности обеспечить взаимосвязь процессов одновременного овладения говорением на иностранном языке и формирования межэтнической толерантности школьников за счет применения речевых и условноречевых упражнений с опорами в виде цитат. Технология разрабатывается на основе концепции иноязычного образования Е. И. Пассова, предполагающей единство изучения языка и культуры.

Об авторах

О. Степашкина
Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
Россия

Оксана Ивановна Степашкина, кандидат педагогических наук, доцент

398020

Ленина, 42

Липецк



В. Зеленева
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия

Валерия Игоревна Зеленева, магистрант

196605

Петербургское шоссе, 10А

Санкт-Петербург

Пушкин



Список литературы

1. Пассов Е. И. Методика как наука будущего (Краткая версия новой концепции). Елец: МУП «Типография», 2015. 164 с.

2. Яшина М. Е., Шарафиева А. Д. Использование приема цитирования на уроках английского языка // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 783–785.

3. Павлова Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 37–45.

4. Майка И. Р. Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку // Концепт. 2013. Т. 3. С. 191–195. URL: http://e-koncept.ru/2013/53040.htm (дата обращения: 20. 09. 2022).

5. Соболева А. В. Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2013. С. 98–99. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4061/ (дата обращения: 10. 02. 2022).

6. Янь Чжан. Языковая картина мира в русских и китайских пословицах и поговорках // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-v-russkih-i-kitayskih-poslovitsah-i-pogovorkah (дата обращения: 10. 02. 2022).

7. Савенкова Л. Б. Русская паремиология: Семантический и лингвокультурный аспекты. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2002. 240 с.

8. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию : тренинг «учимся толерантности». М.: Смысл, 2000. 254 с.

9. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Воронеж: НПО «Модэк», 2003. 240 с.

10. Васильева С. А. О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфесcиональной коммуникации как профессионального качества сотрудника УИС // Прикладная юридическая психология, 2014. № 2. С. 139–144.

11. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. № 7. С. 3–13.

12. Деркач А. А. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования : монография. М.: Изд-во РАГС, 2003. 197 с.

13. Кареева И. В. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук: Воронеж, 2019. 218 с.

14. Замалетдинова З. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20. 09. 2022).

15. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика, 2000. № 10. С. 3–12.

16. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. 2003. № 11. С. 65–72.

17. Хайруллин Г. Т. Вопросы формирования межэтнической толерантности // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 8-2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-formirovaniya-mezhetnicheskoy-tolerantnosti (дата обращения: 12. 02. 2022).

18. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

19. Барбакова Е. В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 123–125.

20. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-н /Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

21. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.


Рецензия

Для цитирования:


Степашкина О., Зеленева В. Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):209-215. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215

For citation:


Stepashkina O., Zeleneva V. Learning to speak a foreign language: Schoolchildren’s interethnic tolerance development based on quotations. Philology and Culture. 2022;(4):209-215. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)