Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215
Аннотация
Статья вносит вклад в разрешение противоречия между объективно существующей на данный момент необходимостью повысить эффективность формирования у школьников межэтнической толерантности и недостаточной разработанностью ряда теоретических и практических вопросов реализации этого процесса в иноязычном образовании. В статье обосновывается потенциал иноязычного образования для формирования у обучающихся основ уважительного отношения к представителям других народов; выявляются преимущества формирования межэтнической толерантности школьников старших классов с помощью такого средства, как цитирование высказываний известных личностей по вопросам, связанным с взаимоотношениями народов, в ряду других средств, применяемых с этой целью на уроках иностранного языка. В статье описываются критерии отбора цитат и технология их использования в процессе обучения школьников говорению на иностранном языке. В основе технологии лежит теоретическое допущение о возможности обеспечить взаимосвязь процессов одновременного овладения говорением на иностранном языке и формирования межэтнической толерантности школьников за счет применения речевых и условноречевых упражнений с опорами в виде цитат. Технология разрабатывается на основе концепции иноязычного образования Е. И. Пассова, предполагающей единство изучения языка и культуры.
Ключевые слова
Об авторах
О. СтепашкинаРоссия
Оксана Ивановна Степашкина, кандидат педагогических наук, доцент
398020
Ленина, 42
Липецк
В. Зеленева
Россия
Валерия Игоревна Зеленева, магистрант
196605
Петербургское шоссе, 10А
Санкт-Петербург
Пушкин
Список литературы
1. Пассов Е. И. Методика как наука будущего (Краткая версия новой концепции). Елец: МУП «Типография», 2015. 164 с.
2. Яшина М. Е., Шарафиева А. Д. Использование приема цитирования на уроках английского языка // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 783–785.
3. Павлова Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 37–45.
4. Майка И. Р. Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку // Концепт. 2013. Т. 3. С. 191–195. URL: http://e-koncept.ru/2013/53040.htm (дата обращения: 20. 09. 2022).
5. Соболева А. В. Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2013. С. 98–99. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4061/ (дата обращения: 10. 02. 2022).
6. Янь Чжан. Языковая картина мира в русских и китайских пословицах и поговорках // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-v-russkih-i-kitayskih-poslovitsah-i-pogovorkah (дата обращения: 10. 02. 2022).
7. Савенкова Л. Б. Русская паремиология: Семантический и лингвокультурный аспекты. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2002. 240 с.
8. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию : тренинг «учимся толерантности». М.: Смысл, 2000. 254 с.
9. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Воронеж: НПО «Модэк», 2003. 240 с.
10. Васильева С. А. О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфесcиональной коммуникации как профессионального качества сотрудника УИС // Прикладная юридическая психология, 2014. № 2. С. 139–144.
11. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. № 7. С. 3–13.
12. Деркач А. А. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования : монография. М.: Изд-во РАГС, 2003. 197 с.
13. Кареева И. В. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук: Воронеж, 2019. 218 с.
14. Замалетдинова З. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20. 09. 2022).
15. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика, 2000. № 10. С. 3–12.
16. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. 2003. № 11. С. 65–72.
17. Хайруллин Г. Т. Вопросы формирования межэтнической толерантности // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 8-2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-formirovaniya-mezhetnicheskoy-tolerantnosti (дата обращения: 12. 02. 2022).
18. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
19. Барбакова Е. В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 123–125.
20. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-н /Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
21. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
Рецензия
Для цитирования:
Степашкина О., Зеленева В. Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):209-215. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215
For citation:
Stepashkina O., Zeleneva V. Learning to speak a foreign language: Schoolchildren’s interethnic tolerance development based on quotations. Philology and Culture. 2022;(4):209-215. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215