Формирование концепта «Благодать» и его место в языковой картине мира средневековых славян
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-31-36
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией языковой картины мира славян в раннем Средневековье. Автор акцентирует внимание на формировании новых и содержательной корректировке традиционных славянских концептов под влиянием христианизации. Опора на анализ сверхсловных единиц, извлечённых из памятников общеславянского литературного языка Средневековья, позволила выявить устойчивые словесные комплексы, которые вошли под влиянием новой веры в поля вербализаторов изменявшихся фрагментов языковой картины мира славян или сформировали поля вербализаторов, зарождавшихся под влиянием отказа от языческого вероисповедания новых концептов. Особое внимание уделяется процессу появления у славян лексемы благодать и её варианта благодъть. Будучи гениальным изобретением святых Кирилла и Мефодия, этот аналог греческого слова χαρις сразу стал играть роль имени нового концепта, призванного передавать, транслировать сложное философское понятие. В статье доказывается, что концепт «Благодать» занял центральное место в языковой картине мира средневековых славян, а его вербализаторы, создав разветвлённое словообразовательное гнездо, гармонично вписались в славянскую языковую систему и «установили контакты» с вербализаторами традиционных славянских концептов «Любы», «Добро», «Миръ», «Въра», «Богъ» и пр.
Об авторе
С. ШулежковаРоссия
Светлана Григорьевна Шулежкова, доктор филологических наук, профессор
455000
пр. Ленина, 38
Магнитогорск
Список литературы
1. Толстой Н. И. К вопросу о древнеславянском языке как общем литературном языке южных и восточных славян // Избранные труды, т. II. Славянская литературно-языковая ситуация. Москва: «Языки русской культуры», 1998. С. 66-89.
2. Цейтлин Р. М. Лексика старославянского языка. Москва: Наука, 1977. 336 с.
3. Borg Marcus J. Meeling Jesus again for the firsttime: The Historical Jesus und the Heart of Contemporary Faith. San Francisko: Harper Collins, 1994. 150 p.
4. Верещагин Е. М. Кирилло-Мефодиевское книжное наследие. Межъязыковые, межкультурные и междисциплинарные разыскания. С двумя приложениями. Москва: Индрик, 2012. 520 с.
5. Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков) : ок. 10 000 слов; под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. Москва: Русский язык, 1994. 842 с.
6. Старобългарски речник : в 2 т.; отг. ред. Д. Иванова-Мирчева. Т. I. А – Н. София: Издательство «Валентин Траянов», 1999. 1028 с.
7. Ефимова Е. С. Наименования лиц в старославянском языке: способы номинации и приоритеты выбора. Москва: Институт славяноведения РАН, 2011. 224 c.
8. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. Москва: Языки славянской культуры, 2001. 270 с.
9. Большой фразеологический словарь старославянского языка / Научно-исследовательская словарная лаборатория МГТУ им. Г. И. Носова; авт. вступ. ст. и гл. ред. С. Г. Шулежкова; ред. колл.: С. А. Анохина, А. А. Осипова, Н. В. Позднякова. Т. 1: Авити авити дъло – Въврьгнжти, въвръщи въ пещь огньнж. Москва: ФЛИНТА, 2020. 552 с.
10. Терминологичен речник на Йоан Екзарх / под ред. на А. Тотоманова и И. Христова. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2019. 256 с.
11. Речник на езика на патриарх Евтимий / ред. Т. Славова, Р. Станков, А. Димитрова. София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2019. 448 с.
12. Скляревская Г. Н. Лексика современного русского православия: толково-энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 2016. 688 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шулежкова С. Формирование концепта «Благодать» и его место в языковой картине мира средневековых славян. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):31-36. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-31-36
For citation:
Shulezhkova S. Formation of the concept “grace” (благодать) and its place in the medieval Slavs’ linguistic picture of the world. Philology and Culture. 2022;(3):31-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-31-36