Роль литературных аллюзий в дневнике Элен Берр
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-113-118
Аннотация
«Дневник» Элен Берр, начинающей французской писательницы, который она вела в 1942– 1944 гг., представляет собой одно из самых выразительных личных свидетельств трагедии холокоста. Статья посвящена анализу смысловых и структурных особенностей этого текста, где биографические факты и психологические реакции автора, с одной стороны, преломляются в призме переживаний, подсказанных чтением литературных произведений, а с другой – обусловливают последовательность их отбора и интерпретации, развертывающую трагический сюжет жизни Берр. С первой страницы текста видно, что свидетельства Элен Берр невозможно отделить от ее литературных интересов. Автор дневника неоднократно обращается к произведениям французских, английских и русских авторов. Ближе всех для Элен Берр оказывается Джон Китс, поэт-романтик, о творчестве которого она хотела писать диссертацию. Жизнь автора дневника становится текстом по мере того, как чужие тексты становятся жизнью писательницы, осваиваются ею в качестве метафорических воплощений своей судьбы, выступая тем самым как способ self-creation авторского «я». В 1942–1944 гг. Берр явственно осознает разрыв между привычной формой жизни и новой бесчеловечной реальностью, которая все явственнее проникает в повседневную жизнь. Это осознание преломляется сквозь произведения литературы.
Об авторе
Д. В. ДемьяненковаРоссия
Демьяненкова Дарья Викторовна, аспирант,
191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48
Список литературы
1. Берр Э. Дневник. 1942–1944. М.: Альбус корвус, 2017. 224 с.
2. Lejeune Ph. Le Journal d’Hélène Berr dans Bruno Curatolo et François Marcot, Ecrire sous l’Occupation: du non-constentement à la résistance, France-Belgique-Pologne, 1940–1945, Rennes, Presses universitaires de Rennes, 2011. 424 p.
3. Bracher N. Éthique et esthétique dans le Journal d’Hélène Berr, L’Esprit Créateur, no. 4, 2010. P. 150– 163.
4. Дю Гар Р.М. Семья Тибо. Т. 3. М.: Правда, 1987. 736 c.
Рецензия
Для цитирования:
Демьяненкова Д.В. Роль литературных аллюзий в дневнике Элен Берр. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):113-118. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-113-118
For citation:
Demianenkova D.V. The role of literary allusions in Hélène Berr’s journal. Philology and Culture. 2025;(3):113-118. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-113-118