Синтез документального и художественного в романе Э. Лимонова «В Сырах: роман в промзоне»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-119-124
Аннотация
Статья посвящена исследованию синтеза документального и художественного начал в романе Э. Лимонова «В Сырах: Роман в промзоне». Особое внимание уделяется анализу поэтики автофикшна, где биографический материал автора трансформируется в эстетически осмысленный метатекст. Целью работы является выявление приемов формирования Э. Лимоновым нарративной идентичности главного героя на основе собственной биографии, а также интерпретация специфики эстетического осмысления реальности. Повествование романа характеризуется фрагментарным и исповедальным характером, позволяющим отразить духовную травму автора. Документальная основа, подвергнутая художественной обработке, реконструирует авторский миф, стирающий границы между фактом и вымыслом. Механизмы художественной рефлексии: интертекстуальные связи, символизация пространства, деконструкция семейных нарративов – позволяют отразить экзистенциальные темы одиночества, самоидентификации, конфликта собственного «Я» с социальными и общественными нормами. В сюжетно-композиционной структуре особняком стоит образ Фауста, который выступает связующим элементом синтеза документального и художественного. Лимонов, сравнивая свою биографию с жизнью гетевского персонажа, демонстрирует новую авторскую маску «пророка» и «ересиарха», возвышающегося над обыденностью, таким образом через фаустианский архетип герой декларирует свою исключительность. В завершении исследования подчеркивается новаторский характер стиля повествования романа, расширяющего жанровые возможности автофикциональной прозы, где сочетание факта и вымысла становится средством выражения авторского мировоззрения и философского осмысления эпохи постмодернизма.
Ключевые слова
Об авторе
Р. Н. ЗагертдиновРоссия
Загертдинов Рузиль Насимович, магистрант, студент,
423806, Набережные Челны, Низаметдинова Р. М., 28
Список литературы
1. Муравьева Л. Е. Критика и вымысел: опыт автофикшна. Серж Дубровский и Реймон Федерман // Вопросы литературы. 2023. № 1. С. 63–83.
2. Матич О. Эдуард Лимонов: история автора и его персонажа // Октябрь. 2013. № 11. URL: https://edlimonov.livejournal.com/842656.html (дата обращения: 17.05.2025).
3. Ничипоров И. Б. С видом на промзону: роман Э. Лимонова «В Сырах» // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2023. № 4. С. 23– 28.
4. Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Советская Россия, 1979. 288 с.
5. Лимонов Э. В Сырах: Роман в промзоне. М.: Альпина. Проза, 2023. 254 с.
6. Безрукавая М. В. Неомодернизм в современной русской прозе: художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии: дис. ... д-ра. филол. наук. Краснодар, 2019. 388 с.
7. Попов И. В. Своеобразие реализации темы семьи в романе Э. Лимонова «В Сырах» // Русская классическая и неклассическая литература: текст, контекст, рецепция. 2024. С. 189–193.
8. Калинин К. А., Загертдинов Р. Н. Семантические оппозиции номинации главного героя в романе Э. Лимонова «У нас была Великая Эпоха» // Восточнославянская филология. Языкознание. 2022. № 15 (41). С. 56–61.
Рецензия
Для цитирования:
Загертдинов Р.Н. Синтез документального и художественного в романе Э. Лимонова «В Сырах: роман в промзоне». Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):119-124. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-119-124
For citation:
Zagertdinov R.N. The synthesis of documentary and fictional elements in E. Limonov’s novel “In Syry: A novel in the industrial zone”. Philology and Culture. 2025;(3):119-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-119-124