Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Методическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента вуза средствами цифровых технологий

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-236-244

Аннотация

В статье представлена методическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) студентов вуза на основе современных цифровых технологий обучения. Актуальность исследования обусловлена глобальной цифровизацией образования и потребностью готовить выпускников, владеющих иностранным языком на высоком уровне для эффективной межкультурной коммуникации. Раскрыты теоретические основы понятия ИКК, обосновано включение цифрового компонента как метакомпетенции и описаны ключевые подходы к ее формированию. Предложена структурная модель, включающая целевой, концептуальный, процессуально-методический и результативный блоки и интегрирующая цифровые образовательные ресурсы и технологии, электронные курсы, веб-проекты, виртуальные коммуникационные площадки, инструменты искусственного интеллекта в учебный процесс. Представлены результаты экспериментальной проверки модели на материале обучения английскому языку: применение цифровых технологий продемонстрировало статистически значимое повышение уровня ИКК у студентов экспериментальной группы. В заключительной части статьи сформулированы методические рекомендации по внедрению разработанной модели в практику вузовского обучения иностранным языкам и обозначены перспективы дальнейшей интеграции новых цифровых инструментов для повышения эффективности формирования ИКК.

Об авторах

Э. М. Байниязова
Кызылординский университет им. Коркыт Ата
Казахстан

Байниязова Эльмира Мерекекызы, магистр педагогических наук, кафедра иностранного языка и перевода,

Кызылорда, Айтеке би, 29А



Р. А. Фахрутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Фахрутдинова Резида Ахатовна, доктор педагогических наук, профессор,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. No. 1. P. 1–47. DOI: 10.1093/applin/1.1.1.

2. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. 278 p. ISBN 978 92 871 8621 8.

3. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. М.: Науч.- внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156– 163.

4. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур. Воронеж: Истоки, 1996. 239 с.

5. Зиятдинова Ю. Н. Использование интерактивных онлайн-сервисов в иноязычной профессиональной подготовке студентов // Научнопедагогическое обозрение. 2023. № 3 (49). С. 42–50. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-42-50.

6. Formation of university students’ communicative competence: a practical English course using digital technologies: методическое пособие. Қызылорда: «Ақмешіт Баспа yйi», 2025. 144 с. ISBN 978-601- 82133-5-9.

7. Каримова К. С. Интеграция цифровых технологий в обучение иностранным языкам: эффективные подходы и результаты // Человеческий капитал. 2024. № 10 (190). С. 74–83. DOI: 10.25629/HC.2024.10.08.


Рецензия

Для цитирования:


Байниязова Э.М., Фахрутдинова Р.А. Методическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента вуза средствами цифровых технологий. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):236-244. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-236-244

For citation:


Bainiyazova E.M., Fahrutdinova R.A. Methodological model for developing university students’ foreign language communicative competence by means of digital technologies. Philology and Culture. 2025;(3):236-244. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-236-244

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)