Искусство и жизнь в пьесе Э. Радзинского «Палач, или Разговоры по пути на гильотину»: проблема границ
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-94-98
Аннотация
В статье рассматривается проблема границы как эстетической и онтологической составляющей сюжетостроения в пьесе Э. Радзинского «Палач, или Разговоры по пути на гильотину». Во всех пьесах Радзинского, независимо от тематики и жанровой характеристики, присутствуют как бы два пространства: внешнее по отношению к герою (в данном случае пространство исторических прецедентов) и внутреннее, пространство нравственного выбора, экзистенциальное. Смещение или разрушение границы этих пространств, преодоление «дуализма», на которое обречен персонаж пьесы, создает специфику конфликта и его реализацию в сюжете пьесы. В пьесах-притчах Э. Радзинского, где текст организован с помощью достоверного или недостоверно исторического документа, противоречия личностного порядка проецируются на мироустройство социума. В пьесе Э. Радзинского «Палач, или Разговоры по пути на гильотину» создан определенным образом организованный текст за счет расширения с помощью других текстов, что позволяет выставлять и снимать границы между вымыслом и подлинностью, между отражением в пьесе искусства и жизни. В пьесе, выбранной для анализа, подобная проекция удваивается: события русской революции 1917 года и «большого террора» раскрываются на примере событий Великой французской революции и ее «большого террора». Таким образом, в рассматриваемой пьесе возникает прием «текст в тексте», который создает многочисленные сочетания, пересечения и столкновения семиотических смыслов, которые умножают и усложняют понятие границы. Объединяющим и структурообразующим началом в подобном мозаичном тексте может выступать текстовая рамка. Смысловой рамкой пьесы является история последних дней Мейерхольда и Зинаиды Райх. Таким образом, можно сказать, что драматург сначала создает, а потом разрушает границы между историческим документом и исторической мистификацией, между искусством и действительностью.
Об авторе
О. ЖурчеваРоссия
Ольга Валентиновна Журчева, доктор филологических наук, профессор
443099
Максима Горького, 65/67
Самара
Список литературы
1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука 1975. 504 с.
2. Рымарь Н. Т. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка. Siedlce, 2016. 336 с.
3. Лаграп Ж.-Ф. [Пророчество Казота] // Уолпол Гораций. Замок Отранто; Казот Жак. Влюбленный дьявол; Бекфорд Уильям. Ватек. Л.: Наука, 1967. С. 244–248.
4. Радзинский Э. Палач, или Разговоры по пути на гильотину // Э. Радзинский Боги и люди. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 207–318.
5. Макаров А. В. Итеративный принцип метатеатральности в русской драме 2000-х годов (на материале пьесы Э. Радзинского «Палач») // Проблемы истории, филологии, культуры. М.: Магинитогроск; Новосибирск, 2013. № 1 (39). С. 215–224.
6. Деррида Ж. Голос и феномен: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля. СПб.: Алетейя, 1999. 209 с.
7. Малютина Н. Пластика персонификации голоса как катализатор действия в современной драме // Новейшая драма рубежа веков: Проблема действия. Самара: изд-во «Самарский университет», 2014. С. 29–45.
8. Лексикон Новой и Новейшей драмы // Театр. 2011. № 2. URL: http://oteatre.info/lexicon-novoy-i-noveyshey-dramy/ (дата обращения: 21. 04. 2022).
9. Вилье де Лиль-Адан О. Жестокие рассказы. М.: Наука, 1975. 239 с.
Рецензия
Для цитирования:
Журчева О. Искусство и жизнь в пьесе Э. Радзинского «Палач, или Разговоры по пути на гильотину»: проблема границ. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):94-98. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-94-98
For citation:
Zhurcheva O. Art and life in E. Radzinsky’s play “The Executioner, or Conversations on the Way to the Guillotine”: The problem of boundaries. Philology and Culture. 2022;(3):94-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-94-98