«Я давно не чувствую холода». Проблематика границ и переходности в готических новеллах М. Боуэн
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-106-111
Аннотация
Статья посвящена анализу готических новелл Марджори Боуэн. Творчество этой самобытной писательницы редко становилось предметом внимания ученых. Она создавала «страшные» истории с большим вниманием к деталям, искусно выстраивала текст, обильно использовала исторический материал, ставила в центр как будто бы мистических новелл дисфункциональные семьи и по меркам жанра была весьма откровенна, когда дело касалось пугающих или неприятных деталей. Новеллы Боуэн дают обширный материал для разговора о характерной для литературной готики проблематике границ – между женским и мужским (гендерная амбивалентность), живыми и мертвыми, естественным и сверхъестественным. Они почти подчеркнуто очищены от этической проблематики, по крайней мере, в привычном смысле, но изящно построены и, что наиболее важно, смещают читательский интерес с традиционной для готики интриги на моменты перехода, проявления истинной сути персонажей, чем близки психологическим этюдам. Реакции героев, то, как происходящее выявляет их подлинную суть, – все это оказывается в центре внимания, что наряду с любовным живописанием исторического фона и составляет специфику манеры Боуэн. Указанные особенности рассматриваются в статье на материале новелл «Тарелка Crown Derby», «Домоправительница» и «Сорняки».
Ключевые слова
Об авторе
А. ЛипинскаяРоссия
Анастасия Андреевна Липинская, кандидат филологических наук, доцент
194021
Институтский пер., 5
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Bowen M. The Bishop of Hell and Other Stories. Lnd.: Wordsworth Editions, 2006. 189 p.
2. Briggs J. The Rise and Fall of the English Ghost Story. Lnd.: Faber, 1977. 238 p.
3. Smith A. Gothic Death. 1740 – 1914. A Literary History. Manchester: Manchester University Press, 2016. VIII. 210 p.
4. Benson E. F. The Collected Ghost Stories. N. Y.: Carroll & Craf Publishers, Inc., 1999. XVI, 624 p.
5. Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fiction from 1765 to the Present Day. Vol. 2. The Modern Gothic. Lnd & N. Y.: Routledge, 1996. X, 233 p.
6. Killeen J. History of the Gothic: Gothic Literature 1825–1914. Cardiff: University of Wales Press, 2009. X, 248 p.
7. Punter D., Byron G. The Gothic. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. XX, 315 p.
8. The Oxford Companion to English Literature. Sixth Edition. Ed. by M. Drabble. Oxford, New York: Oxford University Press, 2000. XI, 1172 p. 124–125.
9. Smith A. The Ghost Story 1840–1920: A Cultural History. Manchester: Manchester University Press, 2010. X, 214 p.
10. Tibbetts J. C. The Furies of Marjorie Bowen. Jefferson: McFarland & Company, Inc., 2019. IX, 222 p.
11. Thurston L. Double-crossing: Elizabeth Bowen's ghostly short fiction // Textual Practice, 27:1, 2013. P. 7–28.
12. Great Horror Stories. Lnd.: Chancellor Press. 2002. 638 p.
13. Carpenter L., Kolmar W. Ghost Stories by British and American Women. A Selected, Annotated Bibliography. N. Y., Lnd.: Routledge, 2014. XXIV, 187 p.
14. Le Fanu J. S. Ghost Stories and Tales of Mystery. Dublin: James McGlashan, 1851. 304 p. P. 107–136.
Рецензия
Для цитирования:
Липинская А. «Я давно не чувствую холода». Проблематика границ и переходности в готических новеллах М. Боуэн. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):106-111. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-106-111
For citation:
Lipinskaya A. “I haven’t felt the cold for a long time”. Boundaries and transition in M. Bowen’s ghost stories. Philology and Culture. 2022;(3):106-111. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-106-111