Бордерные тенденции в романе М. Елизарова «Земля»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-195-201
Аннотация
Автор статьи обращается к исследованию произведения современной русской литературы. Роман Михаила Елизарова «Земля» развивает тему танатологических представлений о мире.
Целью статьи является рассмотрение бордерных тенденций на разных уровнях произведения (уровне сюжета, системы персонажей, типов героев и способов их построения, идейно-тематическом).
Актуальность исследования обусловлена тем, что еще не затрагивались бордерные явления в структуре многосмыслового романа «Земля».
Впервые в статье рассматривается сюжет романа как сюжет испытаний главного героя, соприкасающегося с танотосом и постигающего смысл смерти. Термин «бордерное» является калькой с английского и значит «граница». Как отмечал Н. Т. Рымарь в «Поэтике границы в литературе» (2016), «граница может интересовать нас как различие, как феномен исключения или включения; как рама, порог или переход, как ограничение»; «границы мыслятся также как социальные границы, границы культур, языков; границы в ментальной области». Наконец, понятие границы используется при анализе феноменов трансгрессии, «пограничной ситуации», «опыта границы». Категория «бордерного» в романе Елизарова определяет форму диегетического нарратора и актуализирует в сознании читателя «последние» вопросы, придавая произведению модификацию философского повествования.
Об авторе
О. ЩегольковаРоссия
Ольга Владимировна Щеголькова, кандидат филологических наук, доцент
443028
Льва Толстого, 47
Самара
Список литературы
1. Азаренков, А. А. «Сакральный движ». Дискурс «метафизического пацанства» в русской песенной лирике. Вопросы литературы. 2021; № 4: 95–109.
2. Доманский, Ю. В. «Летовский текст» в «Земле» Михаила Елизарова: к вопросу о слове рока в современном романе и о современном романе в аспекте включения в него рок-культуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2021. № 21. С. 82–91.
3. Елизаров, М. Комендант. Михаил Елизаров: официальный сайт. URL: https://www.elizarov.club/comendant (дата обращeния: 15. 04. 2022).
4. Казарина, Т. В. Пацаны как тема современной литературы. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2012; № 1 (11): 83–89.
5. Насер, М. Т. Многослойность сюжета романа Михаила Елизарова «Земля» // Litеrа. 2021. № 11. С. 141–151.
6. Пучкова, А. В. Дискурсивный анализ личности персонажа романа М. Ю. Елизарова в контексте изучения символического мышления // Мир педагогики и психологии. 2020. № 11 (52). С. 59–64.
7. Пучкова, А. В. Мотив инициации в романе М. Елизарова «Земля» // Автор – Текст – Читатель : Теория и практика анализа. Материалы Седьмых Международных научных чтений. Калуга, 2020. С. 421–429.
8. Пучкова, А. В. Роль фольклорных и обрядовых мотивов в романе М. Елизарова «Земля» // Филологический аспект. 2020. № 12 (68). С. 111–119.
9. Радкевич, Ю. Михаил Елизаров: «Зачем я буду забирать слова у героев, если они кому-то не нравятся?» Петербургский дневник. 2019; 16 декабря. URL: https://spbdnevnik.ru/news/2019-12-16/mihail-elizarov-zachem-ya-budu-zabirat-slova-u-geroev-esli-oni-komuto-ne-nravyatsya (дата обращения: 1. 05. 2022).
10. Тимакова, А. А. Метафизика смерти vs физиология жизни: об идейно-художественных особенностях романа М. Елизарова «Земля» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 516–518.
11. Шенкао, М. А. Основы философской танатологии. Черкесск, 2002. 256 с.
12. Шурухина, М. В. Танатология: историко-философский анализ : Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы. Саратов, 2021. 27 с. URL: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2021/47-06-01_001.pdf (дата обращения: 20. 06. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Щеголькова О. Бордерные тенденции в романе М. Елизарова «Земля». Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):195-201. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-195-201
For citation:
Shchegolkova O. Border trends in M. Elizarov’s novel “Earth”. Philology and Culture. 2022;(3):195-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-195-201