Социальная компетентность участников творческого коллектива: подходы к проблеме обоснования содержания и структуры
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-208-213
Аннотация
В статье впервые представлены результаты исследования содержания и структуры социальной компетентности участников творческого коллектива, установление которых было невозможно без обращения к теоретико-методологическому знанию, а именно: к теории социальной компетентности и методологии научных исследований. На основе критического анализа содержащихся в многочисленных отечественных и зарубежных источниках теоретических положений, применения известных в методологии подходов изучения и оценки состояния современной ситуации в сфере музыкального образования и опыта управления творческими коллективами на примере ансамбля скрипачей в структуре социальной компетентности были выделены блоки, в состав которых вошли как общие, так и специфические по своему статусу компоненты. В результате была выработана модель социальной компетентности участника творческого коллектива, которая может служить ориентировочной основой для её развития в условиях преподавания дисциплин, связанных с коллективным музицированием в организациях системы музыкального образования. Основными блоками структуры данной модели являются когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, поведенческий блоки, а также блок профессионально важных компонентов, каждый из которых включает спектр присущих им компонентов. Следует особо отметить, что данная модель отражает философию, государственную политику и специфику реализации образования в Российской Федерации и может быть использована в практической деятельности руководителя музыкального творческого коллектива, функционирующего в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова
Об авторе
А. ГумеровРоссия
Аскар Эльгизович Гумеров, преподаватель
420107
Николаева, 5/1
Казань
Список литературы
1. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.
2. Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 (апрель – июнь 2004 г.) // Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. URL: www.charko.narod.ru (дата обращения: 12. 07. 2022).
3. Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. URL: https://khutorskoy.ru/be/2016/0922/ (дата обращения: 06. 07. 2022)
4. Гончаров С. З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение // Компетентность личности : сборник научных статей / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2020. 332 с.
5. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования : монография. СПб.: Астерион, 2019. 122 с.
6. Кандаурова О. В.. Формирование социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин : дисс. … канд. пед. наук: Казань, 2013. 208 c.
7. Вилькеев Д. В. Педагогическая психология : Учеб. для студ. Высш. учеб заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Казань, ТГГПУ, 1992. 228 с.
8. Зотова И. В. Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности старших дошкольников в социально ориентированной игре / И. В. Зотова, Т. Н. Вострикова // Вопросы науки и образования. 2019. № 1(42). С. 75–79.
9. Каримова Л. Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов : методические рекомендации для преподавателей ВУЗов. Казань: ТГГПУ, 2010. 65 с.
10. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. № 141. С.48–59.
11. Лебедев С. А. Взаимосвязь философии и естествознания: основные концепции // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Изд-во: Московский психолого-социальный университет (Москва), 2013, № 1 (29). С. 7–28
12. Лебедев А. С. Уровни научного знания // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 62–75.
13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
14. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.
15. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.
16. Проняева С. В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 4. С. 3–9.
17. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
18. Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 396–450.
19. Argyle M. Social interaction. London: Methuen, 1969. 216 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гумеров А. Социальная компетентность участников творческого коллектива: подходы к проблеме обоснования содержания и структуры. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):208-213. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-208-213
For citation:
Gumerov A. Social competence of the creative collective participants: Approaches to the problem of the content and structure substantiation. Philology and Culture. 2022;(3):208-213. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-208-213