Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Развитие орфоэпических компетенций при изучении башкирского языка

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219

Аннотация

   В статье рассматриваются вопросы обучения орфоэпии на уроках родного (башкирского) языка с учетом диалектных особенностей. Определяются понятия «устная речь» и ее свойства, «орфоэпия», требования к речи учителя: правильность, четкость, ясность, выразительность, немногословность. Анализируются программный материал, учебники с точки зрения определения содержания обучения орфоэпии с учетом особенностей местного говора, выявления уровня
произносительной культуры и речевого слуха обучающихся. Делается вывод: в учебниках прослеживается практическая направленность обучения орфоэпии, содержание лексического и грамматического материала соответствует возрастным особенностям обучающихся, отбор произведен с учетом частотности их ошибок, однако лексического материала недостаточно, поэтому орфоэпическая работа на уроках башкирского языка нуждается в совершенствовании. Учителю
необходимо четко и систематически проводить орфоэпическую работу на уроках башкирского языка и литературы. Рекомендуется обучать орфоэпии с учетом особенностей местного говора, уровня произносительной культуры и речевого слуха каждого обучающегося и класса в целом. По итогам эксперимента предлагается комплекс упражнений по формированию орфоэпической компетенции обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области преподавания родных языков.

Об авторе

Г. Давлеткулова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Гульфия Шафкатовна Давлеткулова, старший преподаватель

450008

Октябрьской революции, 10

Уфа



Список литературы

1. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). Уфа: Китап, 2006. 224 с.

2. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 142 с.

3. Лекант П. А., Гольцов Н. Г., Жуков В. П., Касаткин Л. Л. и др. Современный русский литературный язык : Учебник. Под ред. П. А. Леканта. М.: Высшая школа. 2001. 462 с.

4. Ишбулатов Н. Х., Әхтәмов М. Х.. Хәҙерге башҡорт теле. Өфө: БДУ. 2002. 324 б.

5. Харисова Ч. М. Татарча әйтелешкә өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре : монография. Казан: «Ак Бүре»нәшр., 2008. 111 б.

6. Псәнчин В. Ш., Псәнчин Ю. В., Ғәбитова З. М., Әйүпов Р. Р., Мөхәмәтова Р. М. Башҡорт теле. 5-се класс өсөн уҡыу ҡулланмаһы. Өфө: Китап. 2017. 264 б.

7. Солтанбаева Х. В., Балапанова Л. С. Башҡорт теле. 6-сы класс өсөн уҡыу ҡулланмаһы. Өфө: Китап. 2017. 212 б.

8. Дәүләтшина Һ. Һайланма әҫәрҙәр. Өфө: Китап. 2005. 428 б.

9. Аслаев Т.Х., Атнағолова С. В. Башланғыс мәктәптә телмәр мәҙәниәтен үҫтереү дәрестәре. Өфө: Китап, 2009. 80 б.

10. Савчук С. С. Выразительная речь. Выразительное чтение (новые подходы). Челябинск, (б. и.). 1999. 93 с.

11. Кейекбаев Дж. Ғ. Ғилми хеҙмәттәр йыйынтығы һәм һайланма әҫәрҙәр. 1 том. Өфө: Китап. 2012. 288 б.

12. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 6-е. М.: КРАСАНД. 2010. 216 с.


Рецензия

Для цитирования:


Давлеткулова Г. Развитие орфоэпических компетенций при изучении башкирского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):214-219. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219

For citation:


Davletkulova G. Developing orphepic competences when learning the Bashkir language. Philology and Culture. 2022;(3):214-219. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)