Развитие орфоэпических компетенций при изучении башкирского языка
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обучения орфоэпии на уроках родного (башкирского) языка с учетом диалектных особенностей. Определяются понятия «устная речь» и ее свойства, «орфоэпия», требования к речи учителя: правильность, четкость, ясность, выразительность, немногословность. Анализируются программный материал, учебники с точки зрения определения содержания обучения орфоэпии с учетом особенностей местного говора, выявления уровня
произносительной культуры и речевого слуха обучающихся. Делается вывод: в учебниках прослеживается практическая направленность обучения орфоэпии, содержание лексического и грамматического материала соответствует возрастным особенностям обучающихся, отбор произведен с учетом частотности их ошибок, однако лексического материала недостаточно, поэтому орфоэпическая работа на уроках башкирского языка нуждается в совершенствовании. Учителю
необходимо четко и систематически проводить орфоэпическую работу на уроках башкирского языка и литературы. Рекомендуется обучать орфоэпии с учетом особенностей местного говора, уровня произносительной культуры и речевого слуха каждого обучающегося и класса в целом. По итогам эксперимента предлагается комплекс упражнений по формированию орфоэпической компетенции обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области преподавания родных языков.
Об авторе
Г. ДавлеткуловаРоссия
Гульфия Шафкатовна Давлеткулова, старший преподаватель
450008
Октябрьской революции, 10
Уфа
Список литературы
1. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). Уфа: Китап, 2006. 224 с.
2. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 142 с.
3. Лекант П. А., Гольцов Н. Г., Жуков В. П., Касаткин Л. Л. и др. Современный русский литературный язык : Учебник. Под ред. П. А. Леканта. М.: Высшая школа. 2001. 462 с.
4. Ишбулатов Н. Х., Әхтәмов М. Х.. Хәҙерге башҡорт теле. Өфө: БДУ. 2002. 324 б.
5. Харисова Ч. М. Татарча әйтелешкә өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре : монография. Казан: «Ак Бүре»нәшр., 2008. 111 б.
6. Псәнчин В. Ш., Псәнчин Ю. В., Ғәбитова З. М., Әйүпов Р. Р., Мөхәмәтова Р. М. Башҡорт теле. 5-се класс өсөн уҡыу ҡулланмаһы. Өфө: Китап. 2017. 264 б.
7. Солтанбаева Х. В., Балапанова Л. С. Башҡорт теле. 6-сы класс өсөн уҡыу ҡулланмаһы. Өфө: Китап. 2017. 212 б.
8. Дәүләтшина Һ. Һайланма әҫәрҙәр. Өфө: Китап. 2005. 428 б.
9. Аслаев Т.Х., Атнағолова С. В. Башланғыс мәктәптә телмәр мәҙәниәтен үҫтереү дәрестәре. Өфө: Китап, 2009. 80 б.
10. Савчук С. С. Выразительная речь. Выразительное чтение (новые подходы). Челябинск, (б. и.). 1999. 93 с.
11. Кейекбаев Дж. Ғ. Ғилми хеҙмәттәр йыйынтығы һәм һайланма әҫәрҙәр. 1 том. Өфө: Китап. 2012. 288 б.
12. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 6-е. М.: КРАСАНД. 2010. 216 с.
Рецензия
Для цитирования:
Давлеткулова Г. Развитие орфоэпических компетенций при изучении башкирского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):214-219. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219
For citation:
Davletkulova G. Developing orphepic competences when learning the Bashkir language. Philology and Culture. 2022;(3):214-219. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-214-219