Виртуальная международная академическая мобильность студентов: проблемы владения иностранным языком
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-220-224
Аннотация
Программы академической мобильности способствуют расширению международных связей и академической коммуникации, улучшению профессиональных перспектив студентов, поэтому российские университеты стремятся их реализовывать. Большая часть исследований, посвященных проблемам организации академической мобильности во взаимосвязи с изучением иностранного языка, сосредоточена на входящей мобильности в российские вузы и, соответственно, на языковой адаптации иностранных обучающихся. Достаточно мало работ, посвященных проблемам участия в программах обмена и языковой адаптации российских студентов в зарубежных образовательных учреждениях, а также виртуальной академической мобильности студентов, которая стала быстро развиваться из-за пандемии. Анализ проведенных с российскими студентами интервью показал, что одним из главных препятствий для участия в программах международной мобильности является низкий уровень владения академическим иностранным языком, поэтому многие студенты или не имеют возможности участвовать в программах обмена, или испытывают трудности при обучении в зарубежном университете. В данной статье выявлены языковые трудности участников программ международной академической мобильности, которые получены методом интервьюирования 61 студента Казанского федерального университета. Отмечаются трудности, связанные с аудированием, выполнением заданий, а также говорением на иностранном языке. Результаты исследования могут быть использованы для обновления содержания обучения иностранному языку с целью развития программ академической мобильности в российском вузе.
Об авторе
А. ЗамалиеваРоссия
Альбина Ирековна Замалиева, ведущий специалист
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Дмитриева Н. К. Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку : дис. … канд. пед. наук: Петрозаводск, 2013. 262 с.
2. Трегубова Т. М., Масалимова А. Р., Сахиева Р. Г., Белякин А. М., Фахрутдинова А. В., Тазутдинова Э. Х., Уметбаева Д. А. Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства // Казанский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 110–118.
3. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич (и др.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
4. Кравцова, Т. В. Понятие академической мобильности в гуманитарном знании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3(4). С. 88–90.
5. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 2. С. 420–435.
6. Лоренц В. В. «Вертикальная» и «горизонтальная» академическая мобильность как актуальная характеристика современного образования // Тенденции науки и образования. 2015. № 4. С. 6–9.
7. Рябинина А. М. Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 81. С. 297–321.
8. Bridger K. Academic perspectives on the outcomes of outward student mobility // The Higher Education Academy. BSV Associated Ltd. 2015. 108 c.
9. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс (Алашкевич М. Ю. и др.); под ред. А. Ю. Мельвиль. М.: Олма-пресс, 2005. 352 с.
10. Beech S. International Student Mobility: A Critical Overview. In T. Abede, J. Waters, & T. Skelton (Eds.), Laboring and Learning. Springer. 2017. Pp. 285–303.
11. Шакирова А. А. Роль иностранного языка в процессе интернационализации высшего образования // Казанский лингвистический журнал. 2018. № 2 (1). С. 145–156.
12. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Тепляков Д. О. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 2. С. 131–144.
13. Mobility for Better Learning: Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area // EHEA Ministerial Conference. URL: https://www.cmepius.si/wp-content/uploads/2014/02/2012-EHEA-Mobility-Strategy.pdf (дата обращения: 05. 12. 2019).
14. Стратегия интернационализации КФУ. URL: https://kpfu.ru/content_print?p_cid=101 (дата обращения: 24. 01. 2022).
15. Положение о порядке организации академической мобильности обучающихся и работников КФУ 2017. URL: https://kpfu.ru/international/dokumenty/normativnye-dokumenty (дата обращения: 24. 01. 2022).
16. Сакаева Л. Р., Баранова А. Р. Методика обучения иностранным языкам : учеб. пособие для студентов Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Казань: КФУ, 2016. 189 с.
17. Платкова А. Б. Английский язык в контексте академической мобильности. / Московский государственный технический университет имени Баумана. Издательство «Проблемы науки». URL: https://scienceproblems.ru/anglijskij-jazyk-v-kontekste-akademicheskoj-mobilnosti.html
18. Балицкая, И. В. Стратегии онлайн-реализации совместных образовательных проектов педагогического образования России и стран Восточной Азии (Республика Корея, Япония) // Образовательное пространство в информационную эпоху : Сборник научных трудов Межд. науч.-практ. конф. 08 июня 2021 г., Москва. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 70–79.
19. Проскура О. В, Минин М. Г., Герасимчук И. Ю. Проблемы и пути повышения уровня языковой подготовки студентов, планирующих участие в программах международной академической мобильности // Вестник ТГПУ. 2014. № 6 (147). С. 70–75.
Рецензия
Для цитирования:
Замалиева А. Виртуальная международная академическая мобильность студентов: проблемы владения иностранным языком. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):220-224. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-220-224
For citation:
Zamalieva A. International virtual student academic mobility: Problems of foreign language proficiency. Philology and Culture. 2022;(3):220-224. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-220-224