Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Факторы «ритмической прозы» и «орнаментальной прозы» в дневнике Бориса Райского («Обрыв» И. А. Гончарова)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-71-76

Аннотация

   В статье впервые предпринята попытка анализа ритмообразующих средств в дневнике Бориса Райского – персонажа романа И. А. Гончарова «Обрыв». Автор статьи рассматривает Бориса Райского не только как одного из главных героев романа И. А. Гончарова, но и как сочинителя романа «Вера», который в свою очередь входит в структуру «Обрыва». Борис Райский как литератор рассматривался и ранее, однако его дневник не был предметом специальных научных изысканий. Автор статьи считает, что Б. Райский как литератор и И. Гончаров как писатель принадлежат к разным художественным системам, поэтому отличия между ними проявляются и на уровне поэтики. В результате наблюдений исследователь пришла к выводу о том, что дневник Бориса Райского, воспроизведение его творческого процесса автором-повествователем (И. А. Гончаровым), предельно ритмизированы, тогда как слово создателя «Обрыва» более «прозаично». И. А. Гончаров наделяет своего персонажа и «соавтора» даром создания ритма прозы. К такому выводу автор статьи приходит, опираясь и на другие части «ненаписанного романа» Бориса Райского, в которых также обнаруживаются ритмообразующие факторы. Ритмизованность стиля повествователя Бориса Райского в его «романе» и отсутствие ритма прозы у автора-повествователя является одним из критериев, позволяющих разграничить их стиль. Впервые применительно к прозе И. А. Гончарова употребляются термины «полиритмическая проза» и «орнаментальная проза», выявляются некоторые их признаки. Автор статьи считает, что полиритмичность и орнаментальность являются
важнейшими чертами поэтики писателя.

Об авторе

Г. Багаутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Гульзада Гадульяновна Багаутдинова, кандидат филологических наук, доцент, докторант

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Райнов Т.И. «Обрыв» Гончарова как художественное целое // Вопросы теории и психологии творчества. Т. VII. Харьков: Типография «Мирный труд». 1916. С. 32–75.

2. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 230 с.

3. Краснощёкова Е. А. И. А. Гончаров. Мир творчества. СПб.: «Пушкинский фонд», 2008. 480 с.

4. Багаутдинова Г. Г. Искусство и художник в романах И. А. Гончарова. Йошкар-Ола: РИЦ МарГУ. 2018. 176 с.

5. Начинкова М. Ф. Miseenabyme в романе И. А. Гончарова «Обрыв» // Летняя школа по русской литературе. 2021. Т. 17. № 2. С. 154–170.

6. Гончаров И. А. ПСС и писем : в 20 т. Т. VII. СПб.: Наука, 2004. 772 с.

7. Начинкова М. Ф. Записки Бориса Райского и роман И. А. Гончарова «Обрыв» // Летняя школа по русской литературе. 2020. № 3–4. С. 248–263.

8. Жирмунский В. М. Теория стиха. М.: Советский писатель, 1975. 664 с.

9. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.

10. Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 1. С. 55–66.

11. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л.: Учпедгиз. 535 с.

12. Отрадин М. В. Борис Райский в свете комического // Гончаров после «Обломова». Санкт-Петербург; Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2015. С. 143–161.


Рецензия

Для цитирования:


Багаутдинова Г. Факторы «ритмической прозы» и «орнаментальной прозы» в дневнике Бориса Райского («Обрыв» И. А. Гончарова). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):71-76. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-71-76

For citation:


Bagautdinova G. Factors of “rhythmic prose” and “ornamental prose” in Boris Raisky’s diary (“The Precipice” by I. Goncharov). Philology and Culture. 2022;(2):71-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-71-76

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)