Смысловое разграничение терминов «новация» и «инновация»: компаративистский подход к изучению воспитания в частных школах Великобритании
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-155-161
Аннотация
Современное общество диктует новые правила: узкопрофильные знания в 2022-м году уже не являются достаточными для глубокого детального постижения сути анализируемых явлений и феноменов. Так, педагогу-компаративисту, желающему вывести свое исследование на качественно новый, высокий уровень профессионализма, на наш взгляд, необходимо глубокое знание культуры и традиций страны происхождения изучаемого педагогического явления, а также достаточная компетентность в вопросах семантического анализа терминологии и составления авторского глоссария исследования. Вашему вниманию представлены результаты междисциплинарного исследования категорий «новация» и «инновация» в английском и русском языках, с точки зрения компаративистского подхода позволяющие детально проанализировать феномен воспитания в частных школах Великобритании.
Актуальность проведенного исследования заключается в решении определенных проблем, связанных с семантическим разграничением терминов «новация» и «инновация», а также с определением основных смыслов, вкладываемых в понятия в англоязычной педагогической науке, с учетом этимологической лингвистической связи двух терминов как паронимов.
Результаты исследования, на наш взгляд, являются доказательством оправданности применения семантико-терминологического метода, показывающего динамику смыслового наполнения терминов, в компаративистском педагогическом исследовании.
Об авторе
А. ДаниловаРоссия
Антонина Сергеевна Данилова, кандидат педагогических наук
432027
Северный Венец, 32
Ульяновск
Список литературы
1. Cambridge Advanced Learner's Dictionary. Cambridge. 2013. 1844 p.
2. Dictionary and Thesaurus. Published by Geddes and Grosset, David Dale House, Scotland, 2001. 670 p.
3. Longman Dictionary of English Language and Culture. Harlow, Essex, England: Longman, 1998. 1528 p.
4. Merriam-Webster's Collegiate Dictionary: 11<sup>th</sup> Edition. Merriam-Webster, 2004. 1664 p.
5. Большой юридический словарь / В. А. Белов и др.; под ред. А. Я Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 703 с.
6. Финансы : Оксфордский толковый словарь: Англо-русский / Б. Батлер и др. М.: Весь мир, 1997. 492 с.
7. Кочетов А. Г., Булгаков А. Л. Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения. М.: ИКСИ, 2012. 160 с.
8. Большой энциклопедический словарь : в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. Т. 1: А-Н. 862 с.
9. Головин А. В. Диалектика традиций и инноваций в образовании (сущность и содержание инноваций в системе образования) // Journal of Siberian Medical Sciences. 2008. № 2. С. 6.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. 27-е изд., испр. СПб: Ленинградское изд-во, 2012. 1357 с.
11. Борцовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учеб. для ВУЗов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
12. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 576 с.
13. Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов : свыше 25000 слов и словосочетаний: толкование, этимология, примеры употребления. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Азбуковник, 2008. 1040 с.
14. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 341 с.
15. Blake N. Between Postmodernism and Antimodernism: The Predicament of Educational Studies. British Journal of Educational Studies, 1996. Vol. 44 (1). P. 42–65.
16. Гребенюк И. И., Голубцов Н. В., Кожин В. А., Чехов К. О., Чехова С. Э., Федоров О. В. Анализ инновационной деятельности ВУЗов России // Издательство «Академия Естествознания», 2012. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30310 (дата обращения: 08. 10. 19).
17. Сумнительный К. Е. Инновации в образовании: вымысел и реальность // Библиотечка «Первого сентября»: Серия «Управление школой». М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 2 (14). С. 27–30.
18. Данилова А. С. Категория «новации» в воспитании учащихся частных школ Великобритании // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 122–131.
19. Слободчиков В. И. Инновационное образование: введение в проблему // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 6. С. 12–15.
20. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 89–93.
21. Дрозд К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. 437 с.
22. Инновационный менеджмент : учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 335 с.
23. West M. A. Sparkling Fountains or Stagnant Ponds: An Integrative Model of Creativity and Innovation Implementation in Work Groups. Applied Psychology, 2002. # 3 (51). P. 355–387.
24. Tarde G. The Laws of Imitation. New York: H. Holt & Co., 1903. 404 p.
25. Rudduck J. Innovation and Change: Developing Involvement and Understanding. Buckingham: Open University Press, 1991. 156 p.
26. Hargreaves A. Changing Teachers, Changing Times: Teachers' Work and Culture in the Postmodern Age. New York: Teachers College Press, 1994. 292 p.
27. Цветкова В. Д. Новация и инновация в культуре самореализации личности : дис. ... канд. философ. наук: Челябинск, 2009. 162 с.
28. Шишарина Н. В. Инновация в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 40–44.
29. Арутюнова Д. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. 152 с.
Рецензия
Для цитирования:
Данилова А. Смысловое разграничение терминов «новация» и «инновация»: компаративистский подход к изучению воспитания в частных школах Великобритании. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):155-161. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-155-161
For citation:
Danilova A. Semantic distribution of the terms “novation” and “innovation”: The comparative approach to the study of education in public schools in the UK. Philology and Culture. 2022;(2):155-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-155-161