Лингвометодический потенциал праздника в обучении китайских студентов русскому коммуникативному поведению (на материале темы «День рождения»)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-174-180
Аннотация
Статья посвящена актуальной для методики обучения русскому языку как иностранному проблематике формирования у иностранцев навыков коммуникативного поведения, свойственного русской лингвокультуре. Тема праздника открывает широкие возможности для решения этой важной лингвометодической задачи. Русские и китайские праздники, на материале которых построена статья, значительно различаются культурно-историческими традициями и современными формулами речевого этикета, используемыми в праздничных ситуациях поздравления, пожелания, дарения подарка, благодарности. Преподаватель, работающий с китайскими студентами, должен уметь выявлять лингвометодический потенциал праздника и раскрывать его в учебных материалах, касающихся обучения коммуникативному поведению.
Цель данной статьи – представить алгоритм, которым может воспользоваться преподаватель при подготовке к репрезентации темы праздника в китайской аудитории.
В статье обосновывается обращение к личному празднику – дню рождения, который студенты наблюдают и переживают в инокультурной среде, выступая в коммуникативных ролях именинника или поздравляющего, и незнание норм праздничного речевого этикета может привести их к коммуникативным неудачам. Предлагаемый алгоритм разработки темы включает следующие этапы: анализ научно-методической литературы и результатов анкетирования с целью выявления сходств и различий в двух праздничных культурах и их лексиконе, анализ репрезентации в словарях и учебниках русского коммуникативного поведения в ситуации праздника, разработка учебных материалов с учетом выявленных различий и необходимости дополнения материала учебников. Представлены особенности вербального и невербального коммуникативного поведения русских и китайцев в ситуации дня рождения, выявленные в ходе анализа научной литературы и результатов анкетирования русских и китайских студентов. В качестве примера, помогающего преодолеть межкультурную интерференцию, приводится учебный текст, разработанный в формате рекомендаций и советов. Практическую значимость исследования подтверждает внедрение разработанных материалов в учебный процесс Псковского государственного университета.
Об авторе
Пяо ЛисянРоссия
Пяо Лисян, аспирант
180000
пл. Ленина, 2
Псков
Список литературы
1. Бочина Т. Г. Урок-праздник как способ актуализации страноведческих знаний и развития речевых умений // II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме «Восток – Запад: пересечения культур». Т. 2. Киото: Tanaka print, 2019. С. 414–420.
2. Скиргайло Т. О., Ахбарова Г. Х. Этнокультурологический подход к преподаванию русского языка в общеобразовательных организациях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 88–91.
3. Юсупова З. Ф. Реализация лингвокультурологического подхода в национально-ориентированных учебниках русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12–2 (66). С. 210–212.
4. Фань Минсянь. Современный китайско-русский словарь. Пекин: Издательство преподавания и изучения иностранных языков, 2002. 1104 с. (范明贤. 现代汉俄词典. 北京. 外语教学与研究出版社,2002. 1104页).
5. Дин Шу. Русский язык. Учебник для 7-9 классов. В 3-х частях. Пекин: Издательство народного образования, 2014. (丁曙. 俄语. 七八九年级. 全套三册. 北京. 人民教育出版社, 2014).
6. Ван Ц., Бочина Т. Г. Комитативные конструкции в китайском и русском языках // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2015. № 2. С. 52–60.
7. Ван П., Чжэн В. Национально-культурный и языковoй анализ дарения подарков в Китае и России на примерах дня рождения и свадьбы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4. С. 17–21.
8. Вострякова Н. А. Как поздравлять с днём рождения. Коммуникативный тренинг для китайских студентов базового уровня владения РКИ // Русский язык за рубежом. 2012. №. 3 (232). С. 11–27.
9. Лу В., Ростова Е. Г. Традиции празднования дня рождения в русской и китайской культуре // В мире русского языка и русской культуры. Москва: ИРЯП им. А. С. Пушкина, 2018. С. 99–101.
10. Никитина Т. Г., Рогалёва Е. И., Пяо Лисян. Словарная репрезентация лингвокультурных стереотипов: коммуникативное поведение русских в тематическом словаре пословиц // Научный диалог. 2021. № 10. С. 117–133.
Рецензия
Для цитирования:
Лисян П. Лингвометодический потенциал праздника в обучении китайских студентов русскому коммуникативному поведению (на материале темы «День рождения»). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):174-180. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-174-180
For citation:
Lixiang P. The linguistic and methodological potential of the holiday in teaching Chinese students Russian communicative behavior (based on the topic “Birthday”). Philology and Culture. 2022;(2):174-180. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-174-180