Анализ параметров сложности текстов разных стилей (на примере текстов ОГЭ и PET)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-39-46
Аннотация
В статье представлены результаты многофакторного анализа 117 текстов ОГЭ и 83 текстов Кембриджского экзамена Preliminary English Test (PET) и рассмотрено влияние следующих параметров на сложность текстов разного стиля: индекса читабельности по Флешу-Кинкейду, индекса нарративности, индекса лексического многообразия Measure of Textual Lexical Diversity (MTLD). Оценка параметров сложности текста осуществлялась при помощи онлайн-сервиса TextInspector. Взаимозависимость значений указанных выше параметров подтверждает их влияние на сложность текста. Выявлено, что тексты ОГЭ обладают большей читабельностью, меньшей нарративностью и меньшим уровнем лексического многообразия в сравнении с текстами PET. Таким образом, тексты ОГЭ являются менее сложными в сравнении с текстами PET. Однако в текстах PET уровень дисперсии значений параметров внутри корпуса значительно меньше, что говорит о более цельном ядре типологических метрик и более тщательном отборе текстов. Стилистическая принадлежность текстов оказывает непосредственное влияние на их сложность и восприятие: тексты публицистического стиля являются наиболее сложными, а научно-популярные тексты, по данным анализа параметров, имеют наименьшую сложность. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков тестов, методистов, образовательных организаций и преподавателей.
Ключевые слова
Об авторах
М. БегаеваРоссия
Мария Николаевна Бегаева, аспирант, лаборант-исследователь
420008
Кремлевская, 18
Казань
Д. Гизатулина
Россия
Диана Юрьевна Гизатулина, аспирант, преподаватель
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Солнышкина М. И., Гафиятова Э. В., Казачкова М. Б. Инструменты оценки сложности текста: современная парадигма // Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования : Материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова, Липецк, 01–02 декабря 2020 года / Под общей редакцией В. Б. Царьковой, А. А. Люлюшина. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 251– 263.
2. Солнышкина М. И., Казачкова М. Б., Харькова Е. В. Инструменты измерения сложности текстов на английском языке // Иностранные языки в школе. 2020. № 3. С. 15– 21.
3. Зиганшина Ч. Р. Качественные параметры сложности текста (на материале художественных и научно-популярных текстов PIRLS) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 388– 391.
4. Cambridge Assessment English. URL: https://cambridgeenglish.org/ (дата обращения: 08. 12. 2021).
5. Text Inspector: The professional web tool for analyzing texts. URL: https://textinspector.com/workflow (дата обращения: 20. 10. 2021).
6. Biber, D. Representativeness in Corpus Design // Oxford, Literary and Linguistic Computing, 8, 1993. pp. 243– 257.
7. Солнышкина М. И., Замалетдинов Р. Р., Гафиятова Э. В., Гизатулина Д. Ю., Бегаева М. Н. Многофакторный анализ сложности текста // Иностранные языки в школе. 2021. № 2. С. 28–34.
8. Полякова В. В., Шаброва Н. В. Основы теории статистики : учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 145 с.
9. McNamara, D.S., Graesser, A.C., McCarthy, P.M., Zh.Cai. Automated evaluation of Text and Discourse with Coh-Metrix // New York, Cambridge University Press, 2014. 285 p.
10. Biber, D., Conrad, S., Reppen, R. Corpus linguistics: investigating language structure and use // Cambridge, Cambridge University Press, 1998, 300 p.
11. Kraal, A., Koornneef, A., Broek, P. Processing of expository and narrative texts by low and high-comprehending children. Reading and Writing // New York, Springer, 31 (9), 2018. pp. 2017–2040.
12. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л. С. Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л., 1935. С. 33–52.
13. Солнышкина М. И., Кисельников А. С. Параметры сложности экзаменационных текстов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. №. 1.
14. Solnyshkina M. I., Gabitov A. I., Shayakhmetova L. Kh., Ilyasova L.G., Aкbarova S.A. Text Complexity In Russian Textbooks On Social Studies // Revista Publicando, 4, 2017. Pp. 597 – 606.
15. Solovyev V.D., Ivanov V.V., Akhtiamov R.B., Dictionary of Abstract and Concrete Words of the Russian Language: A Methodology for Creation and Application // Journal of Research in Applied Linguistics, 10, 2019, pp. 215–227.
Рецензия
Для цитирования:
Бегаева М., Гизатулина Д. Анализ параметров сложности текстов разных стилей (на примере текстов ОГЭ и PET). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):39-46. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-39-46
For citation:
Begaeva M., Gizatulina D. The analysis of text complexity parameters from the perspective of different writing styles (based on PET and OGE corpora). Philology and Culture. 2022;(1):39-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-39-46