Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Рецепция Ф. М. Достоевского в современной татарской культуре

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-177-185

Аннотация

   Цель работы – изучить особенности рецепции наследия Ф. М. Достоевского в татарской культуре.

   В статье систематизирован материал по темам «Достоевский и Казань» и «Достоевский и татарская литература». Материалом для исследования послужили произведения татарского писателя А. М. Гилязова, спектакли Мензелинского государственного татарского драматического театра имени С. Амутбаева «Дядюшкин сон» (реж. Р. Аюпов, 2016) и «Преступление и наказание» (реж. И. Казакбаев, 2021). Основные методы исследования – компаративистский и герменевтический. А. Гилязов познакомился с творчеством русского писателя в годы учебы в Казанском университете. Эпистолярное наследие А. Гилязова, его дневники и художественные произведения свидетельствуют об устойчивом интересе татарского писателя к творчеству Ф. М. Достоевского. Художественная рецепция осуществляется в нескольких направлениях: письмо-чтение, интертекстуальность, стилистическая рецепция. В 2016 году Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева поставил спектакль «Дядюшкин сон» («Абзыйның төше») (реж. Ренат Аюпов). Татарский театр впервые обратился к творчеству великого русского писателя. Инсценировку М. Кнебель, П. Маркова перевел на татарский язык А. Гафуров. Р. Аюпов внес коррективы в сюжет инсценировки. Идейно-художественный потенциал повести передан без изменения. Это спектакль о бренности бытия. По жанру – трагикомедия. Р. Аюпов в своей постановке блестяще реализовал традиции карнавальной культуры, кукольного театра, водевиля. В спектакле использованы такие приемы комического, как множество настигающих друг друга событий, напряженные диалоги; драматизм достигается через сжатость действия во времени и пространстве. В спектакле Р. Аюпова сохранен принцип парности развенчания женихов, парность ключевых символов, разрабатывается мотив сна. В 2021 г. И. Казакбаев поставил в этом же театре спектакль «Преступление и наказание». Сценография основана на параллели с современностью (тема «маленького человека» в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). Режиссер размышляет о потенциале «маленького человека», о том, что жестокая реальность может погубить душу человека. Теория Р. Раскольникова в спектакле измеряется «детской слезинкой». В систему персонажей внесены коррективы: добавлены Супермен, пионер, пионерка, призрак. В инсценировке И. Казакбаева господствует игровая стихия. Тема карточной игры ориентирована на углубление трагедийных смыслов вечной жизненной игры, в которую втянуты герои. Игровое поведение персонажей основано на антитезе поведения и идеи. Игра в «необыкновенного» в спектакле выступает проекцией будущего.

Об авторах

М. Хабутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова, кандидат филологических наук,
доцент

420008

Кремлевская, 18

Казань



Ч. Зарипова-Четин
Кавказский университет
Турция

Чулпан Зарипова-Четин, кандидат филологических наук, доцент

36000

Kарс



Список литературы

1. Красовский Ю. А. Казанский корреспондент Ф. М. Достоевского (Неопубликованное письмо к Н. Ф. Юшкову) // Встречи с прошлым. Вып. 1. М: Советская Россия, 1970. С. 47–50.

2. Бушканец Е. Г. Достоевский в Казани // Вечерняя Казань. 1981. № 237.

3. Кузнецова Е. Г. Ф. М. Достоевский и Казань (писатель и культура русской провинции второй половины XIX – начала XX вв.). Казань: Отечество, 2015. 120 с.

4. Достоевский Ф. М. Җинаять һәм җәза / Р. Даутов тәрҗ. Казан: Татар. кит. нәшр., 1974. 689 б.

5. Кнебель М. О. Дядюшкин сон : Пьеса в 3 актах / Инсценировка М. Кнебель, П. Маркова; Отв. ред. М. Светлакова. М.: ВУОАП, 1972. 89 л.

6. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (реж. И. Казакбаев). URL: https://rus.minzalateatr.ru/inayat-m-za/ (дата обращения: 25. 10. 2021).

7. Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань: Фән, 1997. 190 с.

8. Нигматуллина Ю. Г. Синергетический аспект в исследовании художественного творчества. Казань: Фән, 2008. 93 с.

9. Аминева В. Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2010. 476 с.

10. Саяпова А. М. «Три речи в память Достоевского» В. Соловьева в свете его нравственной философии // Тезисы докладов научной конф. студентов и препод. вузов ТАССР. Казань: Казанский авиац. ин-т, 1991.

11. Саяпова А. М. Ф. М. Достоевский и его последователи о русской идее // ХХI зональная научная конференция литературоведческих кафедр университетов и пед. институтов Поволжья (13–15 мая 1994 г.). Тверь: ТГУ, 1995. С. 29–30.

12. Саяпова А. М. История русской литературы последней трети XIX века // Материалы для практических занятий для студентов факультета русской филологии. Казань: КГПУ, 2001. 18 с.

13. Хабутдинова М. М. Новаторство Х. Такташа в «Трагедии Сынов Земли» // Филология и культура. Philology and Culture. 2015. № 2 (40). С. 270–274.

14. Шагиахметов З. Мотив жертвенности: Достоевский и А. Гилязов // Итоговая научно-образовательная конференция студентов КГУ за 2005 г. Казань, 2005. С. 73–74.

15. Хабутдинова М. М. Роль Ф. М. Достоевского в формировании мировоззрения А. М. Гилязова // Вестник ТГГПУ. 2011. № 4 (26). С. 258–265.

16. Хабутдинова М. М. Топос Казани в творчестве А. М. Гилязова // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. № 4 (45). С. 136–141.

17. Илялова И., Хабутдинова М. М. Своеобразие сценической интерпретации повести Ф. М. Достоевского на татарской сцене // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 4 (45). С. 179–183.

18. Гыйлəҗев А. Йәгез, бер дога! Роман-хатирә. Казан: Тат. китап. нәшр., 1997. 448 б.

19. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Xудожественная литература, 1972. 536 с.

20. Достоевский Ф. М. Повести и рассказы. М.: Xудожественная литература, 1979. 494 с.

21. Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные. М.: Московский рабочий, 1981. 352 с.

22. Достоевский Ф. М. Дядюшкин сон. Село Степанчиково и его обитатели. и др. Л.: Лениздат, 1982. 443 с.

23. Достоевский Ф. М. Бедные люди. Неточка Незванова. М.: Правда, 1981. 384 с.

24. Достоевский Ф. М. Подросток. М.: Советский писатель, 1979. 477 с.

25. Достоевский Ф. М. Идиот. М.: Советская Россия. 1981. 592 с.

26. Достоевская А. Г. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1981. 578 с.

27. Достоевский в воспоминаниях современников : в 2 т. М.: Художественная литература, 1964.

28. Ф. М. Достоевский, А. Г. Достоевская. Переписка. М.: Наука, 1979. 481 c.

29. Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854–1862. Л.: Наука, 1980. 296 с.

30. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Очерк. М.: Детская литература, 1979. 206 с.

31. Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. М.: Современник, 1980. 376 с.

32. Кaрякин Ю. Ф. «Я видел истину…» // Огонек, 1981. № 46. С. 14–15.

33. Достоевский Ф. М. Җинаять һәм җәза (И. Казакбаев инсц.) / А. Әхмәтгалиева тәрҗ. // М. Хәбетдинова архивы. Кулъязма. 12 б.

34. Кислицын И. Образ Супермена и его эполюция в комиксах. URL: https://kanobu.ru/articles/istoriya-supermena-i-evolyutsiya-ego-obraza-373644/ (дата обращения: 25. 10. 2021).

35. Поимцева О. О. Рецепция Ф. М. Достоевского в современной русской драматургии. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/175475?ysclid=lnaalbuupi736219348 (дата обращения: 12. 09. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Хабутдинова М., Зарипова-Четин Ч. Рецепция Ф. М. Достоевского в современной татарской культуре. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):177-185. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-177-185

For citation:


Khabutdinova M., Zaripova-Cetin Ch. Reception of F. M. Dostoevsky in modern Tatar culture. Philology and Culture. 2022;(1):177-185. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-177-185

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)