Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Образ великой русской стены в творчестве В. Г. Сорокина

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-186-191

Аннотация

   В произведениях В. Г. Сорокина часто фигурируют образы, тесно связанные с китайской культурой. Один из таких образов – Великая Русская стена – выступает как значительный элемент метасюжета, имеет важный смысл. Настоящая статья посвящена исследованию образа Великой Русской стены в футурологических произведениях В. Г. Сорокина «День опричника» и «Сахарный Кремль» прежде всего через изучение истории Великой Китайской стены и ее коннотаций в западной культуре. Также в статье уделяется внимание интертекстуальному горизонту сорокинского образа Стены: рассматриваются параллели между текстом В. Г. Сорокина и текстами Ф. Кафки и Х. Борхеса. Для раскрытия авторского художественного замысла в статье используются сравнительно-сопоставительный и культурно-исторический методы. Делается вывод, что образ Великой Русской стены в сорокинском мире будущего можно воспринимать как пародию на возрождение Великой Китайской стены. В рассматриваемых произведениях В. Г. Сорокина образ Стены символизирует, с одной стороны, замкнутый и застойный уклад жизни древнего Китая в условиях жестокого феодального режима, а с другой ‒ ту же реальность России будущего. В образе Великой Русской стены сконцентрированы серьезные социально-политические проблемы российской действительности, это особенно касается «замкнутости» и «тоталитарности».

Об авторе

Чжан Исянь
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Чжан Исянь, аспирант

199034

Университетская наб. 7/9

Санкт-Петербург



Список литературы

1. 任光宣.俄罗斯作家索罗金访谈录 // 暴风雪,任明丽译,北京:北京人民文学出版社 2012. С. 177–185 (Рен Гуансюань. Сорокин В. Г. Интервью у современного русского писателя В. Сорокина // Метель. Перев. с кит. Рен Мингли. Пекин.: Издательство народной литературы. 2012. С. 177–185).

2. Кукулин И. В. Техногенная матка истории (Заметки о происхождении ключевого образа в фильме А. Зельдовича и В. Сорокина «Мишень») // Новое литературное обозрение. 2013. № 1. С. 206–226.

3. Соколов Б. В. Владимир Сорокин: Опричнина – очень русское явление : интервью. URL: https://graniru.org/Culture/Literature/m.110108.html (дата обращения: 22. 10. 2021).

4. Хабибуллина М. Н. «Очарованность Китаем»: образ транскультурного будущего в творчестве В. Г. Сорокина // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2014. № 4. С. 68–77.

5. Сорокин В. Г. Собрание сочинений. Том 3. Голубое сало. М: Ад Маргинем, 2002. 814 с.

6. 马克思,恩格斯.马克思恩格斯全集,第七卷,北京:北京人民出版社.1959. 741 с. (Маркс К. Г., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений Маркса и Энгельса. Т. 7. Международное обозрение I. Перев. с кит. Пекин.: Народное издательство, 1959. 741 с.).

7. Васильев В. П. Воспоминания о Пекине. В сб.: Китай у русских писателей. М.: Алгоритм, 2008. С. 111–140.

8. Кафка Ф. Как строилась Китайская стена / Ф. Кафка; пер. с нем. В. Станевич, Е. Маркович. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. 224 с.

9. Espagne M. et al. Frankreichfreunde. Mittler des franzosisch-deutschen Kulturtransfers (1750–1850). (Deutsch-Franzosische Kulturbibliothek; 7), Leipzig: Leipziger Univ.-Verlag, 1996. S. 7–22.

10. Лобачева Д. В. Культурный трансфер: определение, структура, роль в системе литературных взаимодействий // Вестник ТГПУ. 2010. № 8. С. 23–27.

11. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. 272 с.

12. Сорокин В. Г. День опричника. М.: АСТ, 2019. 240 с.

13. Сорокин В. Г. Сахарный Кремль. М.: АСТ, 2019. 256 с.

14. Эпштейн М. Н. Постмодернизм в России. СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 608 с.

15. Шастина М. В. Франц Кафка и Китай // Научный диалог. 2017. № 2. С. 148–159.

16. Биберган Е. С. Рыцарь без страха и упрека: Художественное своеобразие прозы Владимира Сорокина. СПб.: Филол. Фак. С.-Петер. гос. ун-та, 2011. 224 с.

17. Борхес Х. Л. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 2: Новые расследования: Произведения 1942–1969 годов / Пер. с исп. Сост., предисл. и примеч. Б. Дубина. СПБ.: Амфора, 2000. 864 с.

18. Стрельник О. Н. Деформация языка и мифологизация сознания в культуре постмодерна // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2006. № 2. С. 63–72.

19. 严宾 .秦始皇修万里长城历时几年 // 历史月刊. 1982. № 6. С. 79–80 (Ян Бинь. Сколько лет строили Великую Китайскую Стену во время правления Цинь Шихуанди // История ежемесячник. 1982. № 6. С. 79–80)


Рецензия

Для цитирования:


Исянь Ч. Образ великой русской стены в творчестве В. Г. Сорокина. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):186-191. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-186-191

For citation:


Zhang Y. The image of the Great Russian Wall in the works of V. Sorokin. Philology and Culture. 2022;(1):186-191. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-186-191

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)