Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Эффективная система упражнений для тренировки грамматических навыков

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208

Аннотация

   Целью статьи является описание эффективной системы упражнений на отработку грамматических навыков у иностранных курсантов на подготовительном курсе специального факультета Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армия В. А. Хрулева (далее – ВИ ИТ ВА МТО).

   Созданы контрольные и экспериментальные группы, в последней реализовывался авторский подход к обучению грамматики русского языка, описываемый в данной статье. В основу преподавания в экспериментальной группе был положен инновационный метамодельный принцип представления русской грамматики, а также методические приёмы построения упражнений, предложенные С. Ф. Шатиловым, как трехступенчатой системы: от ориентирования к стандартизации и последующему варьированию. В статье подробно анализируются алгоритмы введения ориентирующих компонентов грамматики русского языка, приводится иерархия стандартизующих упражнений и предлагаются возможные варианты по варьированию русской речи в условно-коммуникативных и собственно-коммуникативных упражнениях.

   Научная новизна заключается в том, что метамодельный принцип минимальных грамматических моделей был описан М. В. Всеволодовой, но мы в его структуру добавили необходимые ориентирующие иностранного курсанта компоненты – конститутивный распространитель и речевой коррелят.

   Кроме того, система упражнений для данных минимальных структур ранее не разрабатывалась в методике преподавания РКИ. В статье усовершенствованная теория воплощается в трехступенчатой системе эффективных упражнений, направленных на отработку грамматических навыков у иностранных курсантов. Приведена классификация системы заданий, выделены блоки, описано их возможное тематическое содержание, представлены наиболее эффективные компоненты трехступенчатой методической модели обучения иностранных курсантов. В результате полученных экспериментальным путём сведений доказано, что данная система упражнений высокоэффективна при преподавании РКИ на элементарном уровне обучения.

Об авторе

Е. Комовская
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии МТО им. генерала В.А. Хрулева
Россия

Елена Витальевна Комовская, кандидат филологических наук, доцент

196605

Захарьевская, 22

Пушкин

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Всеволодова М. В., Панков Ф. И. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагм. приклад. (пед.) модели яз. М.: МГУ, 2000. 501 с.

2. Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся Л.: ЛГУ, 1985. 24 с.

3. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии СПб.: СПбГУ, 1996. 219 с.

4. Богатырева И. В., Евстегнеева И. А., Жигунова О. В. В мире русской грамматики. Пособие по русскому языку для иностранных учащихся с переводом на английский язык. М.: Русский язык, Курсы, 2016. 400 с.

5. Величко А. В. Книга о грамматике М.: МГУ, 2017. 648 с.

6. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка М.: Ком Книга, 2005. 352 с.

7. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ, 1998. 528 с.

8. Крючкова Л. С. Русский язык как иностранный: синтаксис простого и сложного предложения. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. 464 с.

9. Лебедева М. Н. Вопросы русской грамматики: от смысла к форме. Характерные трудности. М.: Русский язык, Курсы. 2018.176 с.

10. Комовская Е. В. Научные метамодели в современном русском языке (на примере сельскохозяйственных терминов) // Филология и культура, 2020, № 2 (60). С. 45– 51.

11. Капитонова Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Комовская Е. Эффективная система упражнений для тренировки грамматических навыков. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):202-208. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208

For citation:


Komovskaya E. Effective system of exercises for training Russian grammatical skills in international cadets using the metamodel principle. Philology and Culture. 2022;(1):202-208. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)