Эффективная система упражнений для тренировки грамматических навыков
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208
Аннотация
Целью статьи является описание эффективной системы упражнений на отработку грамматических навыков у иностранных курсантов на подготовительном курсе специального факультета Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армия В. А. Хрулева (далее – ВИ ИТ ВА МТО).
Созданы контрольные и экспериментальные группы, в последней реализовывался авторский подход к обучению грамматики русского языка, описываемый в данной статье. В основу преподавания в экспериментальной группе был положен инновационный метамодельный принцип представления русской грамматики, а также методические приёмы построения упражнений, предложенные С. Ф. Шатиловым, как трехступенчатой системы: от ориентирования к стандартизации и последующему варьированию. В статье подробно анализируются алгоритмы введения ориентирующих компонентов грамматики русского языка, приводится иерархия стандартизующих упражнений и предлагаются возможные варианты по варьированию русской речи в условно-коммуникативных и собственно-коммуникативных упражнениях.
Научная новизна заключается в том, что метамодельный принцип минимальных грамматических моделей был описан М. В. Всеволодовой, но мы в его структуру добавили необходимые ориентирующие иностранного курсанта компоненты – конститутивный распространитель и речевой коррелят.
Кроме того, система упражнений для данных минимальных структур ранее не разрабатывалась в методике преподавания РКИ. В статье усовершенствованная теория воплощается в трехступенчатой системе эффективных упражнений, направленных на отработку грамматических навыков у иностранных курсантов. Приведена классификация системы заданий, выделены блоки, описано их возможное тематическое содержание, представлены наиболее эффективные компоненты трехступенчатой методической модели обучения иностранных курсантов. В результате полученных экспериментальным путём сведений доказано, что данная система упражнений высокоэффективна при преподавании РКИ на элементарном уровне обучения.
Об авторе
Е. КомовскаяРоссия
Елена Витальевна Комовская, кандидат филологических наук, доцент
196605
Захарьевская, 22
Пушкин
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Всеволодова М. В., Панков Ф. И. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагм. приклад. (пед.) модели яз. М.: МГУ, 2000. 501 с.
2. Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся Л.: ЛГУ, 1985. 24 с.
3. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии СПб.: СПбГУ, 1996. 219 с.
4. Богатырева И. В., Евстегнеева И. А., Жигунова О. В. В мире русской грамматики. Пособие по русскому языку для иностранных учащихся с переводом на английский язык. М.: Русский язык, Курсы, 2016. 400 с.
5. Величко А. В. Книга о грамматике М.: МГУ, 2017. 648 с.
6. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка М.: Ком Книга, 2005. 352 с.
7. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ, 1998. 528 с.
8. Крючкова Л. С. Русский язык как иностранный: синтаксис простого и сложного предложения. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. 464 с.
9. Лебедева М. Н. Вопросы русской грамматики: от смысла к форме. Характерные трудности. М.: Русский язык, Курсы. 2018.176 с.
10. Комовская Е. В. Научные метамодели в современном русском языке (на примере сельскохозяйственных терминов) // Филология и культура, 2020, № 2 (60). С. 45– 51.
11. Капитонова Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Комовская Е. Эффективная система упражнений для тренировки грамматических навыков. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):202-208. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208
For citation:
Komovskaya E. Effective system of exercises for training Russian grammatical skills in international cadets using the metamodel principle. Philology and Culture. 2022;(1):202-208. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-202-208