Слияние документального и художественного как композиционная основа в романе Владимира Набокова «Дар»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-116-122
Аннотация
В статье исследуется проблема взаимодействия документального и художественного в романе В. Набокова «Дар» как результативный художественный прием, легший в основу его композиции. Отображая процесс становления и возмужания литературного дара Ф. Годунова, его необыкновенно яркое причудливо-субъективное восприятие окружающего мира, Набоков несомненно демонстрирует читателю свое индивидуальное миросозерцание. Два других центральных образа романа: возлюбленная Федора Зина Мерц, которую с ним соединяет благосклонная судьба, как это и произошло с Набоковым и его супругой Верой Евсеевной, и его отец-натуралист, погибший в экспедиции, которого Федор, как и сам автор, обожает и боготворит, – также являются автобиографическими. Подобное слияние документального и художественного прослеживается и в описании многих других персонажей, включая Н. Г. Чернышевского, что весьма расширяет художественную перспективу романа. Биография Чернышевского, написанная по сюжету Федором, как убедительно доказали в своих работах О. Дарк и А. Долинин, также построена автором на документальном материале. А ностальгические воспоминания Федора о России его детства и юности, отраженные в его мемуарах, имеют много общего с фактами биографии Набокова, описанными в его американских мемуарных романах. Таким образом, синтез документального и художественного в романе «Дар» присутствует на протяжении всего повествования и одновременно являет собой результативный художественный прием, легший в основу создания его глубоко личного, проникновенного и задушевного произведения, подводящего итог всему русскоязычному эмигрантскому наследию В. Набокова.
Об авторе
Т. БеловаРоссия
Татьяна Николаевна Белова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
119899
Воробьевы горы
Москва
Список литературы
1. Набоков В. В. Дар // В. В. Набоков. Собр. соч. в четырех тт. Т. 3. М.: Правда, 1990. С. 5–330.
2. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // В. В. Набоков: Pro et contra. Антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. С. 643–666.
3. Набоков В. В. Другие берега // Собр. соч. русского периода в пяти томах. СПб.: Симпозиум, 2000. Т. 5. С. 140–335.
4. Набоков В. В. Память, говори // Собр. соч. американского периода в пяти томах. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 5. С. 314–594.
5. Дарк О. Примечания к роману «Дар» // В. В. Набоков. Собр. соч. в четырех тт. Т. 3. М.: Правда, 1990. С. 463–479.
6. Долинин А. Комментарии к роману Владимира Набокова «Дар». М.: Новое издательство, 2019. 648 с.
Рецензия
Для цитирования:
Белова Т. Слияние документального и художественного как композиционная основа в романе Владимира Набокова «Дар». Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):116-122. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-116-122
For citation:
Belova T. Confluence of factional and fictional as the structural basis in “The Gift” by Vladimir Nabokov. Philology and Culture. 2023;(2):116-122. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-116-122