Фигура нарратора как способ создания «документального» сюжета в исторических пьесах-притчах Э. Радзинского
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-106-110
Аннотация
Статья посвящена особенностям драматургической наррации в пьесах-притчах Э. Радзинского. Современный театр и драматургия стремятся отразить качественные изменения репрезентативных форм, их потенциальные сценические возможности. Одной из таких форм становится прием драматургической наррации, когда на смену событию, которое показывают, приходит событие, о котором рассказывают. Таким приемом активно пользуется драматург Э. Радзинский в своих исторических пьесах-притчах «Беседы с Сократом», «Лунин, или смерть Жака», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Палач, или разговоры по пути на гильотину». Несмотря на то, что в основе сюжета лежит документальный (или псевдодокументальный) текст: история жизни и казни Сократа, описанная Платоном; «Нравственные письма» Сенеки Луцилию (прокуратору Сицилии); «Письма из Сибири» Михаила Лунина; «Записки палача» Шарля Анри Сансона, знаменитого палача в эпоху Великой французской революции, – в пьесе есть установка на устное говорение. Драматург использует различные приемы при построении сюжета, чтобы ввести в текст подобного рассказчика, то есть нарратора. Герой действует как нарратор, его позиция, система доказательств, свидетельские показания, которыми пользуется нарратор, – все это само по себе создает установку на достоверность, видимость документальности.
Об авторе
О. В. ЖурчеваРоссия
Журчева Ольга Валентиновна - доктор филологических наук, профессор.
443099, Самара, Максима Горького, 65/67
Список литературы
1. Эпштейн М. Н. Жизнь как нарратив и тезаурус // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 4. С. 47–56.
2. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1 (2). С. 9–30.
3. Аникст А. А. Драма // Театральная энциклопедия: в 5 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1963. Стб. 502–521.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. C. 234– 407.
5. Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония – цель – гармония. Художественное сознание в зеркале притчи. М: Международный институт семьи и собственности, 1997. 135 с.
6. Журчева О. В. Русская драма ХХ века. Движение художественных форм и художественного сознания. Самара: изд-во СГСПУ, 2017. 166 с.
7. Мокульский С. С. Монодрама // Литературная энциклопедия: в 11 т. / под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. М.: Советская энциклопедия, 1934. Т. 7. С. 456–459.
8. Головенченко А. Ф. Монодрама // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: РАН ИНИОН, 2001. 1600 с.
9. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М.: Высшая школа, 1990. 144 c.
10. Швед И. А. О коммуникативно-прагматическом аспекте прозаических текстов устной традиции с установкой на достоверность // Взгляд из Эстонии и Беларуси. Тарту: Научное издательство ЭЛМ, 2022. С. 257–297.
11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
Рецензия
Для цитирования:
Журчева О.В. Фигура нарратора как способ создания «документального» сюжета в исторических пьесах-притчах Э. Радзинского. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):106-110. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-106-110
For citation:
Zhurcheva O.V. The figure of the narrator as a way to create a “documentary” plot in the historical plays-parables by E. Radzinsky. Philology and Culture. 2023;(3):106-110. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-106-110