Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Значимость результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-225-231

Аннотация

Олимпиадное  движение  в отечественной педагогике  воспринимается одновременно как драйвер развития творческих способностей учащихся и альтернативная система оценивания образовательных результатов школьников. Проблема нашего исследования связана с реализацией олимпиадных практик, в частности, с результатами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Актуальность исследования обусловлена постоянно возрастающей массовостью и популярностью предметных олимпиад, так, в 2022-23 учебном году зафиксировано более 20 миллионов участий. Важность олимпиадного движения для развития креативности видится несомненной, однако наблюдаются тенденции отказа школьников от интеллектуальных состязаний. Таким образом, цель исследования – изучить дополнительные внешние мотивационные факторы, которые могут привести к нормализации ситуации. В качестве теоретической рамки исследования были использованы культурологический подход вместе с культурологической теорией содержания образования. Основные методы исследования – теоретические, среди которых – анализ научно-методической литературы, нормативной документации, заданий прошлых лет; категоризация, индукция и дедукция. В результате были получены выводы о необходимости реформации олимпиадного движения в плоскости признания значимости итогов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Было предложено учитывать результативное участие в олимпиадах в системе государственной итоговой аттестации и приравнять диплом победителя и призера регионального этапа к 85 и 75 баллам Единого государственного экзамена соответственно. Вскрыты предпосылки подобной реформы, указан высокий уровень состязаний вместе с прозрачностью процедуры оценивания и проведения конкурсов под прямым контролем Министерства просвещения. Теоретическая значимость преломляется в обогащении педагогической науки в сфере реализации предметных олимпиад для школьников, практическая значимость выражается в возможности использовать полученные нами результаты как для реформирования процедуры ВСОШ на федеральном уровне, так и для признания значимости результатов регионального этапа университетами при работе с абитуриентами.

Об авторе

А. П. Гулов
Московский государственный институт международных отношений МИД России
Россия

Гулов Артем Петрович - кандидат педагогических наук, доцент.

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Гулов А. П. Олимпиадное движение в современном контексте: мотивация участия и причины отказа от состязаний // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2023. № 2. С.10–22.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Просвещение. 1983. 352 с.

3. Раева А. В. Принципы создания творческих заданий для 9-11 классов на муниципальном этапе ВсОШ по литературе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 2 (26). С. 92–95.

4. Хальзова Н. А. Вузовская олимпиада школьников как инструмент мониторинга качества образования в регионе // Проблемы высшего образования. Тихоокеанский государственный университет. 2018. №1. С. 293–294.

5. Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от метапредметных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 64–70.

6. Никитин Д. И., Николаева В. В., Соколова Е. И. Актуальные проблемы объективности оценивания олимпиадных работ участников Всероссийской олимпиады школьников и пути их преодоления // Эффективные практики оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 18–23.

7. Богданова О. Н. Становление метапредметной компетентности учителя, работающего с интеллектуально одаренными школьниками, в процессе дополнительного профессионального образования // Вестник БелИРО. 2019.Т.6, №3 (13). С. 19–27.

8. Савцова В. И. Применение дистанционного обучения при подготовке обучающихся к олимпиадам по информатике // Трибуна ученого. 2022. № 6. С. 107–110.

9. Ahmed N., Urmi T., & Tasmin M.. Challenges and opportunities for young female learners in STEM from the perspective of Bangladesh. Paper presented at the Proceedings of 2020 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering, TALE 2020. Pp. 39–46.

10. Ardura D., & Pérez-Bitrián A. (2019). Motivational pathways towards academic achievement in physics & chemistry: A comparison between students who opt out and those who persist. Chemistry Education Research & Practice, No. 20. Pp. 618–632.

11. Combéfis S., & Paques A. (2015). Organising national olympiads in informatics: A review of selection processes, trainings and promotion activities. Paper presented at the Olympiads in Informatics, No. 9. Pp. 15–26.

12. Thomazoni J. G., Matos J. B., Spigolon C. C., Menegon L. F., Figueredo Leal, J. M., Araldi S., Villas-Boas, V. (2021). Preparing girls for mathematics olympiad. Paper presented at the International Symposium on Project Approaches in Engineering Education, No. 11. Pp. 339–346.

13. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 47–51.

14. Трубина И. И. Педагогические условия достижения финалистами олимпиады по искусственному интеллекту высоких результатов // Информатика и образование. 2022. № 37(1). С.69–78.

15. Азбель А. А., Смирных Н. Н., Илюшин Л. С. Мотивационные письма подростков: от самопрезентации к пониманию себя // Педагогика. 2023. Т. 87, № 5. С. 68–78.

16. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 533 с.

17. Хангельдиева И. Г. Креативность и инновационность в педагогической практике: вчера, сегодня и завтра // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 36– 60.

18. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб. : Питер Паблишинг, 1997. 320 с.

19. Cascio J. The apocalypse: It’s not the end of the world. Bulletin of the Atomic Scientists, 2019, 75(6). Pp. 269–272

20. Зеер Э. Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 5. С. 12–48.

21. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 4–7.

22. Центр олимпиадного движения. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/ (дата обращения: 14.07.2023)


Рецензия

Для цитирования:


Гулов А.П. Значимость результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):225-231. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-225-231

For citation:


Gulov A.P. Significance of the regional stage of the All-Russian Olympiad results. Philology and Culture. 2023;(3):225-231. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-225-231

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)