Русский язык как неродной и иностранный в современном вузе: методики, учебные материалы, индивидуальные стратегии обучения
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-257-263
Аннотация
В статье освещаются приемы и технологии, актуальные в методике преподавания РКИ и позволяющие обучать языку специальности с любого уровня до необходимого. Методическая основа закрепившегося в РФ русского языка в статусе родного, второго родного, неродного, второго иностранного русского языка мотивирует преподавателей РКИ к разработке и внедрению современных технологических приемов, позволяющих максимально эффективно выстраивать систему обучения данного контингента в российском вузе. Элементы гибридного обучения, активно внедряемые в вузах всех профилей, дают возможность гибкого использования методических наработок для формирования индивидуальных стратегий достижения основной образовательной цели и развития личностных результатов. Тем не менее отсутствие единых ведомственных рекомендаций, зафиксированных документами необходимого итогового уровня владения русским языком на вузовском и послевузовском уровне обучения, затрудняет процесс создания единых учебников и учебных пособий для иностранных обучающихся каждого отдельного профиля. Опыт работы с учебными материалами, созданными в вузах, показывает необходимость их широкого распространения с помощью реализации идеи общих ведомственных библиотек. Авторами предлагается модель современного контекстного пособия с использованием актуальных педагогических и технологических решений для совместной апробации в вузах разных профилей.
Об авторах
Л. П. ПрокофьеваРоссия
Прокофьева Лариса Петровна - доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского и латинского языков.
410012, Саратов, Большая Казачья, 112
Н. И. Павлова
Россия
Павлова Наталия Ивановна - кандидат филологических наук, доцент.
410012, Саратов, Большая Казачья, 112
О. Е. Михайлова
Россия
Михайлова Ольга Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент.
603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, БОКС – 268
Список литературы
1. Мировые тренды образования в российском контексте. URL: //https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/ (дата обращения: 01.05.2023).
2. Число иностранных студентов за три года выросло на 26 тысяч // Минобрнауки России URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 10.05.2023).
3. Синячкина Н. Л. Русский как второй язык, как второй родной и как иностранный: к вопросу о терминах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. С. 292– 297.
4. Кудрявцева Е. Л., Громова Л. Г. Размышление о терминологии и практике преподавания русского языка в мире: русский как иностранный, как неродной и другой родной // Этнодиалоги. 2013. № 2 (43). С. 27– 40.
5. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н. П. Андрюшина и др. [Электронный ресурс]: электронный аналог печатного издания. 2-е изд. М. – СПб.: Златоуст, 2009. 32 с. URL: https://pdfslide.net/documents/-gctmsurudocsa1-.html?page=4/ (дата обращения: 13.05.2023).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. N 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним». URL: https://base.garant.ru/70679090/ (дата обращения: 12.03.2023).
7. Исаева Н. А. Диалог культур: ценности, язык, общение: учебно-методические материалы для учащихся-инофонов и представителей национально-культурных автономий / Н. А. Исаева, О. Н. Бакурова, М. В. Сунцова. 2-е издание, переработанное и дополненное. Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э.Циолковского», 2022. 100 с.
8. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7, № 1. С. 44– 52.
9. Привет, Россия!: Учебник русского языка: Элементарный уровень (А1)/ В. А. Степаненко, М. М. Нахибина, Е. Г. Кольовска, О. В. Плотникова. М.: «Кучково поле», 2020. 272 с.
10. Дорога в Россию: Учебник русского языка. I сертификационный уровень / В. Е. Антонова, М. М. Нахибина, А. А. Толстых. СПб: ООО Центр «Златоуст», 2021. 256 с.
11. Практический курс русского языка для иностранных студентов-медиков из ближнего зарубежья. 1 часть / Л. П. Прокофьева, Н. И. Павлова, М. М. Давлатова [и др.]. М. : Ай Пи Ар Медиа, 2021. 190 с.
12. Практический курс русского языка для иностранных студентов-медиков из ближнего зарубежья. 2 часть / Л. П. Прокофьева, Н. И. Павлова, М. М. Давлатова [и др.]. Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. 200 с.
13. Павлова Н. И., Прокофьева Л. П. Пропедевтический курс деонтологии в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе: перспективы, разработки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, № 3. С. 346–350.
14. Лапошина А. Н., Лебедева М. Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. №3. C.331–345.
15. Углов Ф. Г. Советы столетнего хирурга. М.: АСТ, 2014. 320 с.
Рецензия
Для цитирования:
Прокофьева Л.П., Павлова Н.И., Михайлова О.Е. Русский язык как неродной и иностранный в современном вузе: методики, учебные материалы, индивидуальные стратегии обучения. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):257-263. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-257-263
For citation:
Prokofyeva L.P., Pavlova N.I., Mikhaylova O.E. Russian as a non-native and foreign language in modern higher education: methods, tutorials, individual learning strategies. Philology and Culture. 2023;(3):257-263. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-257-263