Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Лингводидактический потенциал анекдотов на занятиях по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-270-276

Аннотация

В статье обращается внимание на актуальность введения анекдотов в практику обучения русскому языку как иностранному в военном вузе. Анализируются критерии отбора текстов; обозначаются и раскрываются этапы работы. Отмечается, что тщательно отобранные армейские анекдоты, сопровождаемые системой заданий, позволяют обучающимся под иным углом взглянуть на будни офицерской / курсантской жизни. Указано, что при отборе материала важно учитывать возраст обучающихся и уровень владения языком: представляется возможным введение некоторых анекдотов уже на базовом уровне. Исследователи предлагают различные методики работы с анекдотом. Описываются приемы работы с анекдотами, направленными на развитие разных видов речевой деятельности и формирование страноведческой компетенции. Приводятся примеры анекдотов. Авторы приходят к выводу о том, что юмористические тексты имеют значительный лингводидактический потенциал в рамках преподавания дисциплины «Русский язык (как иностранный)», способствуют развитию разных видов речевой деятельности и формированию страноведческой компетенции, позволяют получить представление о механизмах создания языковой игры, а также повышают мотивацию к взаимосвязанному изучению языка и культуры. Материалы данного исследования могут быть полезны преподавателям РКИ, работающим в военных вузах.

Об авторах

О. В. Шкурко
Омский автобронетанковый инженерный институт
Россия

Шкурко Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент.

644098, Омск, п. Черёмушки,14, Военный городок



Ю. А. Мельник
Военный университет МО РФ
Россия

Мельник Юлия Александровна - кандидат филологических наук, доцент.

123001, Москва, Б. Садовая, 14



Е. А. Штехман
Военный университет МО РФ
Россия

Штехман Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент.

123001, Москва, Б. Садовая, 14



Список литературы

1. Аскерова Н. И. Жанровые особенности анекдотов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 6 (37). С. 91–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-anekdotov/viewer (дата обращения: 21.10.2021).

2. Анекдот // Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%82+&all=x (дата обращения: 21.10.2021).

3. Петрова О. А., Никитина А. Ю., Игнатьева Е. А. Анекдот как средство речевой диагностики при обучении и контроле знаний в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-методической конференции-вебинара. Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2017. С. 112–123.

4. Ван С., Кирилова И. В., Суетина А. И. Учебная ценность русских анекдотов // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 95–99.

5. Костенко М. Н. Особенности презентации анекдотов на уроках РКИ // Межкультурные коммуникации: русский язык в современном измерении: 2-я Международная научная конференция. Симферополь, 2018. С. 178–180

6. Лучкина Н. В., Мирзоева С. А., Проценко И. Ю. Анекдоты и шутки на занятиях по русскому языку как иностранному // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник материалов III Международной научно-методической онлайн-конференции. Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2018. С. 366–372.

7. Румянцева О. В. Обзор различных концепций в теории юмора и их реализация в методике преподавания русского языка как иностранного // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. № 1. С. 50–56.

8. Регионоведение на занятиях по русскому языку как иностранному на подготовительном курсе: учебное пособие / О. В. Шкурко [и др.]. Омск: ОАБИИ, 2020. 114 с.

9. Корнилова Л. В., Николаева О. А., Смирнова А. Н. Использование анекдота как способа трансляции ценностей культуры в преподавании дисциплины «русский язык как иностранный» // Аграрный вестник Верхневолжья. 2020. № 2 (31). С. 140–144.

10. Муль И. Л., Виданов Е. Ю. Речетворческое моделирование в процессе изучения русского языка как иностранного, или языковая игра устами инофона // Новейшая филология: итоги и перспективы исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Б. И. Осипова и М. П. Одинцовой. Омск, 2019. С. 413–416.

11. Лингвистические анекдоты // Грамота.ру: [портал]. URL: http://new.gramota.ru/biblio/gostinaya/lingvisticheskie-anekdoty (дата обращения: 21.10.2021).

12. Ширяева О. В, Костенко М. Н. Юмористический текст на уроках русского языка как иностранного: из опыта преподавания // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2019. № 24. С. 209–212.

13. Евстигнеева Т. А. Учет национальной специфики русского юмора в процессе обучения РКИ: автореф. дис. … канд. пед. наук: СПб., 2003. 19 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шкурко О.В., Мельник Ю.А., Штехман Е.А. Лингводидактический потенциал анекдотов на занятиях по русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(3):270-276. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-270-276

For citation:


Shkurko O.V., Melnik Yu.A., Shtekhman E.A. Linguodidactic potential of jokes in the classroom of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2023;(3):270-276. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-73-3-270-276

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)