Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Функции вербального ряда в графических рассказах для детей (на примере рассказов Н. Олейникова про Макара Свирепого)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-36-44

Аннотация

   Предметом обсуждения в статье становится специфика организации вербального ряда одного из типов креолизованного текста ‒ детских графических рассказов про Макара Свирепого, напечатанных Н. Олейниковым в ленинградском журнале «Еж» в 1929‒1931 гг.

   Графические рассказы, как поликодовый жанр, обнаруживают специфическое взаимодействие вербальной и визуальной их составляющей, и анализ показывает, что текст в таком рассказе находится в подчинительной позиции относительно визуального ряда и выполняет структурную и компенсаторную функции. Он позволяет идентифицировать начало и конец рассказа, расширить пространственные и темпоральные границы хронотопа, введя туда действия как локализованные, так и нелокализованные на временной оси (привычные и повторяющиеся). Также текст помогает обеспечить сюжету последовательное развертывание, ритм и целостность восприятия за счет точной референции и кинематографического приёма «озвучания» произведения, за который отвечают звукоподражательные слова. Одновременно с этим нарратив графических рассказов для детей младшего школьного возраста обнаруживает признаки репрезентативно-иконического дискурса, но не воспроизводит его, а усложняет как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях, тем самым одновременно и отвечая коммуникативным потребностям читателей-детей, и повышая уровень их коммуникативной компетенции.

Об авторе

А. Брыкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Александра Андреевна Брыкова, кандидат филологических наук, старший преподаватель

199034

Университетская наб., 7-9-11

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бернадская А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Известия Уральского государственного педагогического университета. Лингвистика. 2000. № 3. С. 104–110.

2. Блинова Е. Н., Щербакова О. В. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов // Психологический журнал. 2021. №1. (Т. 42). С. 66–79.

3. Бондарко А. В. (отв. ред.) Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Ленинград: Наука, 1987. 348 с.

4. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX–п. п. XX вв. Типология и эволюция : автореф. дис. … канд. иск. наук: СПб., 2002. 30 с.

5. Кубрякова Е. С. Специфика актов референции в детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения : Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. Ленинград: ЛГПИ, 1989. С. 4–13.

6. Олейников Н. Макар Свирепый в Америке // Еж : Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста. 1931. № 4. С. 8–9; № 6. С. 20–21; № 10. С. 18–19; № 14. С. 20–21; № 19–20. С. 24–25; № 21. С. 31–32; № 22. С. 17.

7. Олейников Н. Макар Свирепый в Африке // Еж : Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста. 1929. № 6. С. 34–36; № 7. С. 30–32.

8. Олейников Н. Новые приключения Макара Свирепого // Еж : Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста. 1930. № 13. С. 22; № 15-6. С.16; № 17-18. С. 10; № 21. С. 15; № 22-23. С. 28; № 24. С. 29.

9. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 318 с.

10. Скаф М. Комикс и книжка-картинка: границы визуально-литературных жанров // Детские чтения. 2016. № 2 (Т. 10) С. 285–303.

11. Сонин А. Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование (на материале франкоязычных комиксов) : дис. …канд. филол. наук: Барнаул, 1999. 236 с.

12. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / отв. ред. Н. А. Безменова, М.: Наука, 1990. С. 180–186.

13. Arizpe E., Style M. Children Reading Picturebooks. London and New York: Routledge, 2016. 256 p.

14. Hamer N., Nodelman P., Reimer M. More Words about Pictures: Current Research on PictureBooks and Visual/Verbal Texts for Young People. New York and London: Routledge, 2017. 244 p.

15. Kummerling-Meibauer B. The Routledge Companion to Picturebooks. New York: Routledge, 2018. 546 p.

16. Nikolajeva M., Scott C. How Picturebooks work. New York and London: Garland Publishing, 2001. 308 p.

17. Nikolajeva M., Scott C. The Dynamic of Picturebook Communication // Children’s Literature in Education. No. 4. Vol. 31. 2000. pp. 225–239.

18. Nodelman P. Decording the Images: How Picture Books Work // Understanding Children’s Literature: Key essays from the International Companion Encyclopedia of Children’s Literature. New York: Taylot & Francis e-Library, 2002, pp. 128–139.


Рецензия

Для цитирования:


Брыкова А. Функции вербального ряда в графических рассказах для детей (на примере рассказов Н. Олейникова про Макара Свирепого). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):36-44. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-36-44

For citation:


Brykova A. Functions of a verbal part of graphic stories (based on the texts of N. Oleynikov’s stories about Makar the Fierce). Philology and Culture. 2021;(4):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-36-44

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)