Становление и развитие эпического стиля в тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191
Аннотация
В статье рассматривается формирование эпического стиля в тюрко-татарской суфийской поэзии на материале творчества А. Ясави и С. Бакыргани.
Актуальность подобного рода исследования обусловливается, во-первых, малоизученностью данной проблематики, во-вторых, потребностью выявления особенностей формирования, развития эпического стиля и его специфических особенностей в тюрко-татарской поэзии.
Объектом исследования являются поэтические тексты А. Ясави и С. Бакыргани, в которых отчетливо проявляются особенности эпического стиля.
Научная новизна определяется иным подходом к изучению тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии: в ходе исследования акцентируется внимание на выявление особенностей становления и развития в ней эпического стиля, а также его «национальной» специфики.
Целенаправленный анализ поэтических текстов, оценка их в содержательной и функциональной целостности дадут возможность выделить новые грани не только в творчестве А. Ясави и С. Бакыргани, но и в развитии тюрко-татарской поэзии в целом. В ходе исследования утверждается, что уже в татарском устном народном творчестве был сформирован некий фундамент для становления и развития суфийской литературы, в любовной лирике имеет место воспевание божественно-земной любви, женской красоты. Эпический стиль как литературное явление впервые намечается в творчестве А. Ясави и С. Бакыргани. В их произведениях на первый план выдвигаются этические мотивы, доминирует гуманистическое, дидактическое начало, прослеживаются основные этапы и ступени приближения к Всевышнему, воссоздается религиозно-суфийская картина мира. В структуре произведений зачастую религиозные и собственно суфийские идеи так сближаются, что даже разделить их не представляется возможным.
Об авторах
И. НасиповРоссия
Илшат Сахиятуллович Насипов, доктор филологических наук, профессор
450008
Октябрьской революции, 3а
Чернышевского, 5
Уфа
Н. Юсупова
Россия
Нурфия Марсовна Юсупова, доктор филологических наук, профессор
420008
Кремлевская, 18
Казань
Р. Шабакаев
Россия
Рушан Ринадович Шабакаев, преподаватель
450008
Чернышевского, 5
Уфа
Список литературы
1. Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль средневековья : в 2-х кн. Кн. 1. Казань, 1993. 431 с.
2. Габиббейли И., Багиров А. Азербайджан – жемчужина Турана : монография-антология. М.: Художественная литературара, 2020. 656 с.
3. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб.: Диля, 2004. 464 с.
4. Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке // Восточная поэтика. М.: Наука, 1983. С. 89–108.
5. Сибгатуллина А. Т. Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности) : автореф. дис. … докт. филол. наук. Елабуга, 2000. 62 с.
6. Фильштинский И. М. Поэзия как форма самовыражения арабо-мусульманских мистиков // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 222–238.
7. Фомкин М. С. О суфийских мотивах в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни // Советская тюркология. 1990. № 5. С. 69–72.
8. Юзеев А. И. Суфизм в Поволжье и Приуралье // Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. С. 113–117.
9. Юсупова Н. М., Юсупов А. Ф. Суфийская символика в татарской поэзии XIX века // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 2 (36). С. 230–235.
10. Юсупова Н. М. Образ-символ как система номинаций в татарской поэзии первой половины ХХ века : дис. … докт. филол. наук. Казань, 2018. 399 с.
11. Абилов Ш. Суфичылык // Татар әдәбияты тарихы: Алты томда. Т. 1. Казан: Татар. кит. нәшр., 1984. Б. 354–368.
12. Бакырган китабы: ХII–ХVIII йөз төрки-татар шагыйрьләре әсәрләре / текстны басма өчен Ф. Яхин әзерләде. Казан: Татар. кит. нәшр., 2000. 240 б.
13. Рәхим Г., Гобәйдуллин Г. Татар әдәбияты тарихы. Феодализм дәвере. Икенче басма. Казан: Татар. матбугат һәм нәшрият комбинаты нәшере, 1925. 149 б.
14. Сибгатуллина Ә. Т. Татар дини-суфи әдәбияты. Казан: Казан ун-ты нәшр., 2013. 184 б.
15. Татар әдәбияты тарихы: 8 томда. Т. 1: Борынгы һәм урта гасырлар. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. 415 б.
16. Туйкә Ф. Тузанлы шүрлекләрдә (әдәбият тарихына материаллар) // Безнең юл. 1928. № 9. Б. 41–43.
17. Ясәви Ә. Хикмәтләр. Казан: «Иман» нәшр., 2000. 215 б.
18. Ясәви Ә. Хикмәтләр. Казан: ТР «Хәтер» нәшрияты (ТаРИХ), 2003. 383 б.
Рецензия
Для цитирования:
Насипов И., Юсупова Н., Шабакаев Р. Становление и развитие эпического стиля в тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):187-191. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191
For citation:
Nasipov I., Yusupova N., Shabakaev R. Formation and development of the epic style in the Turkic- Tatar religious-Sufi poetry. Philology and Culture. 2021;(4):187-191. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191