Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Становление и развитие эпического стиля в тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191

Аннотация

   В статье рассматривается формирование эпического стиля в тюрко-татарской суфийской поэзии на материале творчества А. Ясави и С. Бакыргани.

   Актуальность подобного рода исследования обусловливается, во-первых, малоизученностью данной проблематики, во-вторых, потребностью выявления особенностей формирования, развития эпического стиля и его специфических особенностей в тюрко-татарской поэзии.

   Объектом исследования являются поэтические тексты А. Ясави и С. Бакыргани, в которых отчетливо проявляются особенности эпического стиля.

   Научная новизна определяется иным подходом к изучению тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии: в ходе исследования акцентируется внимание на выявление особенностей становления и развития в ней эпического стиля, а также его «национальной» специфики.

   Целенаправленный анализ поэтических текстов, оценка их в содержательной и функциональной целостности дадут возможность выделить новые грани не только в творчестве А. Ясави и С. Бакыргани, но и в развитии тюрко-татарской поэзии в целом. В ходе исследования утверждается, что уже в татарском устном народном творчестве был сформирован некий фундамент для становления и развития суфийской литературы, в любовной лирике имеет место воспевание божественно-земной любви, женской красоты. Эпический стиль как литературное явление впервые намечается в творчестве А. Ясави и С. Бакыргани. В их произведениях на первый план выдвигаются этические мотивы, доминирует гуманистическое, дидактическое начало, прослеживаются основные этапы и ступени приближения к Всевышнему, воссоздается религиозно-суфийская картина мира. В структуре произведений зачастую религиозные и собственно суфийские идеи так сближаются, что даже разделить их не представляется возможным.

Об авторах

И. Насипов
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; Росссийский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России
Россия

Илшат Сахиятуллович Насипов, доктор филологических наук, профессор

450008

Октябрьской революции, 3а

Чернышевского, 5

Уфа



Н. Юсупова
Казанский федеральный университет
Россия

Нурфия Марсовна Юсупова, доктор филологических наук, профессор

420008

Кремлевская, 18

Казань



Р. Шабакаев
Росссийский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России
Россия

Рушан Ринадович Шабакаев, преподаватель

450008

Чернышевского, 5

Уфа



Список литературы

1. Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль средневековья : в 2-х кн. Кн. 1. Казань, 1993. 431 с.

2. Габиббейли И., Багиров А. Азербайджан – жемчужина Турана : монография-антология. М.: Художественная литературара, 2020. 656 с.

3. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб.: Диля, 2004. 464 с.

4. Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке // Восточная поэтика. М.: Наука, 1983. С. 89–108.

5. Сибгатуллина А. Т. Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности) : автореф. дис. … докт. филол. наук. Елабуга, 2000. 62 с.

6. Фильштинский И. М. Поэзия как форма самовыражения арабо-мусульманских мистиков // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 222–238.

7. Фомкин М. С. О суфийских мотивах в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни // Советская тюркология. 1990. № 5. С. 69–72.

8. Юзеев А. И. Суфизм в Поволжье и Приуралье // Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. С. 113–117.

9. Юсупова Н. М., Юсупов А. Ф. Суфийская символика в татарской поэзии XIX века // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 2 (36). С. 230–235.

10. Юсупова Н. М. Образ-символ как система номинаций в татарской поэзии первой половины ХХ века : дис. … докт. филол. наук. Казань, 2018. 399 с.

11. Абилов Ш. Суфичылык // Татар әдәбияты тарихы: Алты томда. Т. 1. Казан: Татар. кит. нәшр., 1984. Б. 354–368.

12. Бакырган китабы: ХII–ХVIII йөз төрки-татар шагыйрьләре әсәрләре / текстны басма өчен Ф. Яхин әзерләде. Казан: Татар. кит. нәшр., 2000. 240 б.

13. Рәхим Г., Гобәйдуллин Г. Татар әдәбияты тарихы. Феодализм дәвере. Икенче басма. Казан: Татар. матбугат һәм нәшрият комбинаты нәшере, 1925. 149 б.

14. Сибгатуллина Ә. Т. Татар дини-суфи әдәбияты. Казан: Казан ун-ты нәшр., 2013. 184 б.

15. Татар әдәбияты тарихы: 8 томда. Т. 1: Борынгы һәм урта гасырлар. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. 415 б.

16. Туйкә Ф. Тузанлы шүрлекләрдә (әдәбият тарихына материаллар) // Безнең юл. 1928. № 9. Б. 41–43.

17. Ясәви Ә. Хикмәтләр. Казан: «Иман» нәшр., 2000. 215 б.

18. Ясәви Ә. Хикмәтләр. Казан: ТР «Хәтер» нәшрияты (ТаРИХ), 2003. 383 б.


Рецензия

Для цитирования:


Насипов И., Юсупова Н., Шабакаев Р. Становление и развитие эпического стиля в тюрко-татарской религиозно-суфийской поэзии. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):187-191. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191

For citation:


Nasipov I., Yusupova N., Shabakaev R. Formation and development of the epic style in the Turkic- Tatar religious-Sufi poetry. Philology and Culture. 2021;(4):187-191. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-187-191

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)