Рецепция французской живописи XVII–XVIII веков в «Искусственной принцессе» Рональда Фирбенка
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-192-197
Аннотация
Исследована интермедиальная проблема рецепции французской живописи XVII–XVIII веков в романе английского писателя Рональда Фирбенка «Искусственная Принцесса». Прослежена передача визуального материала в литературном произведении. Прямое называние художников Никола де Ларжильера и Жана-Марка Натье или узнавание полотен Шарля Андре Ван Лоо и Луиса Токе по живописным деталям определяют разные формы репрезентации французской живописи у Рональда Фирбенка. Восприятие Принцессы другими героями, вычурность и ироничность героини показаны через экфрасис вымышленных и действительных классицистических и рокайльных полотен, через несоответствие ампирности и обыденности в ее окружении. Восприятие XVII–XVIII вв. происходит через английский декаданс рубежа XIX–XX вв. Это выражено в стилизации и пастишизации Уильяма Морриса, Оскара Уайльда и Обри Бердсли и их произведений. Визуальность образа Принцессы подчеркивают экфрасис полотен с изображением исторических личностей и соотношение с ними поведения и эмоций героини, ее восприятие через цвет окружающего пространства и событий.
Об авторе
И. НовокрещенныхРоссия
Ирина Александровна Новокрещенных, кандидат филологических наук, доцент
614990
Букирева, 15
Пермь
Список литературы
1. Аллен У. Традиция и мечта (1965) / пер. с англ. В. Харитонова, А. Мулярчика. М.: Прогресс, 1970. 424 с.
2. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 640 с.
3. Гафифуллин Р., Халтунен М. Уильям Моррис и интерьеры Зимнего дворца // Пинакотека. 2004. № 18/19. С. 32–35.
4. Гордон Е. Несостоявшийся модернизм. Художники группы Блумсбери и мастерской Омега // Пинакотека. 2004. № 18/19. С. 126–131.
5. Новокрещенных И. А., Бочкарева Н. С. Рецепция личности и творчества Мольера в литературном и графическом наследии Обри Бердсли // Вестник Томского государственного университета. Филология. (в печати)
6. Фирбенкиана // Р. Фирбенк. Искусственная Принцесса / пер. В. Куперман. Тверь: Kolonna Publications, Митин журнал, 2004. С. 164–197.
7. Фирбенк Р. Искусственная Принцесса / пер. В. Куперман. Тверь: Kolonna Publications, Митин журнал, 2004. 208 с.
8. Brook J. Ronald Firbank (1886–1926). 1951. URL: https://www.abebooks.com/RONALD-FIRBANK-BROOKE-JOCELYN-Arthur-Barker/12278076504/bd (дата обращения: 08. 10. 2021).
9. Davis R. M. From artifice to art: the technique of Firbank's novels // Style. 1968. Vol. 2, no. 1, pp. 33–47.
10. Davis R. M. The externalist method in the novels of Ronald Firbank, Carl van Vechten, and Evelyn Waugh. Unpublished Ph. D. dissertation. University of Wisconsin, 1964. P. 1–15.
11. Firbank R. Five Novels // Firbank R. The Artificial Princess. With an introd. by Osbert Sitwell. New York, 1981. P. 241–287.
12. Hollinghurst А. Ronald Firbank (revision of the third of Lord Northcliffe's Lectures given at University College, London, October 2006). 19 p. URL: https://theflowerbeneaththefoot.files.wordpress.com/2017/09/northcliffe-lecture.pdf (дата обращения: 08. 10. 2021).
13. Maes-Jelinek H. Ronald Firbank // Criticism of Society in the English Novel between the Wars. Liége: Presses universitaires de Liège, 1970. doi: 10.4000/books.pulg.879. P. 231–240 (дата обращения: 08. 10. 2021).
14. McIntyre J. Th. Satirical Methods in Eight Novels of Evelyn Waugh. Master's Theses. Loyola University Chicago, 1951. V, 133 p. URL: http://ecommons.luc.edu/luc_theses/1126 (дата обращения: 27. 10. 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Новокрещенных И. Рецепция французской живописи XVII–XVIII веков в «Искусственной принцессе» Рональда Фирбенка. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):192-197. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-192-197
For citation:
Novokreshchennykh I. Reception of French 17th and 18th century paintings in “The Artificial Princess” by Ronald Firbank. Philology and Culture. 2021;(4):192-197. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-192-197