Образ хлеба как символическая деталь в эпопее А. Солженицына «Красное колесо»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-231-235
Аннотация
В статье анализируется символический повествовательный пласт эпопеи Александра Исаевича Солженицына «Красное Колесо».
Объектом исследования становится образ хлеба, обладающий в произведении двунаправленной историко-онтологической семантикой, прежде всего нацеленной изобразить процесс распада русского национального космоса.
Слово «хлеб», употребляемое в эпопее Солженицына в большинстве случаев в прямом значении, имеет конкретно-историческую нагрузку, так как связано с хлебной ситуацией, имевшей место в преддверии революции и после нее. Историчность, объемно явленная в «Августе Четырнадцатого» и «Октябре Шестнадцатого», прежде всего раскрывается через образ хлебной петли, воссоздающий ситуацию хлебного кризиса, ставшего одним из мощных маятников Февральской революции. Метафизический аспект, выходящий на первый план в «Марте Семнадцатого», сопряжен с образом хлебного хвоста, который в системе персонажей повествования в отмеренных сроках соединен с героями-бесами и призван обозначить небывалый поток черной инфернальной силы, обрушившийся вместе с революцией на Россию. Он, по мысли писателя, лишь ускоряя вращение деструктивного красного колеса, способствовал уничтожению русской цивилизации.
Ключевые слова
Об авторе
Т. СмыковскаяРоссия
Татьяна Евгеньевна Смыковская, кандидат филологических наук, доцент
675000
Ленина, 104
Благовещенск
Список литературы
1. Аркатова А. Е. Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына «Красное Колесо» // Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к «Красному Колесу» : Сб. ст. М.: Русский путь, 2013. С. 359‒369.
2. Гуськов В. В. Кто раскрутил Красное Колесо? Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына «Красное Колесо». Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. 228 с.
3. Плотникова А. А. Хвост // Славянские древности : Этнолингвистический словарь в 5-ти т. Т. 5. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 411–412.
4. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки. М.: Время, 2007. 672 с.
5. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 7. Красное Колесо : Повествование в отмеренных сроках. Узел I. Август Четырнадцатого. Кн. 1. М.: Время, 2007. 432 с.
6. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 8. Красное Колесо : Повествование в отмеренных сроках. Узел I. Август Четырнадцатого. Кн. 2. М.: Время, 2007. 536 с.
7. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 9. Красное Колесо : Повествование в отмеренных сроках. Узел II. Октябрь Шестнадцатого. Кн. 1. М.: Время, 2007. 512 с.
8. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 11. Красное Колесо : Повествование в отмеренных сроках. Узел III. Март Семнадцатого. Кн. 1. М.: Время, 2008. 744 с.
9. Солженицын А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 15. Красное Колесо : Повествование в отмеренных сроках. Узел IV. Апрель Семнадцатого. Кн. 1. М.: Время, 2009. 624 с.
10. Спиваковский П. Е. Система онтологических символов в эпопее «Красное Колесо» // «Красное Колесо» А. И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст : Междунар. сб. науч. трудов. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. С. 34–88.
11. Толстая С. М. Хлеб // Славянские древности : Этнолингвистический словарь в 5-ти т. Т. 5. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 412‒421.
12. Урманов А. В. Художественное мироздание Александра Солженицына. М.: Русский путь, 2014. 624 с.
13. Урманов А. В. «Саранча из бездны…» (Библейская символика в «Красном Колесе») // Жизнь и творчество Александра Солженицына : На пути к «Красному Колесу» : Сб. ст. М.: Русский путь, 2013. С. 462‒473.
Рецензия
Для цитирования:
Смыковская Т. Образ хлеба как символическая деталь в эпопее А. Солженицына «Красное колесо». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):231-235. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-231-235
For citation:
Smykovskaya T. The image of bread as a symbolic detail in A. Solzhenitsyn’s epopee “The Red Wheel”. Philology and Culture. 2021;(4):231-235. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-231-235