Междисциплинарные связи в контексте преподавания арабского языка
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-250-254
Аннотация
Современные тренды отразились и на системе исламского образования. В этом контексте исламские вузы последовательно включаются в общую систему российского обучения, проводятся комплексные исследования, внедряются стандарты, что предъявляет многоуровневые требования к профессиональной подготовке будущих бакалавров в системе исламского образования. Статья посвящена исследованию междисциплинарных связей при преподавании арабского языка студентам неязыковых специальностей. Авторы рассматривают особенности этих междисциплинарных связей, их специфику и варианты использования для более качественного усвоения арабского языка студентами в неязыковой среде. Утверждается, что для востоковедческих, исламоведческих дисциплин изначально характерна междисциплинарность, поэтому арабский язык и классические исламские науки взаимодополняют друг друга, помогая лучше усвоить учебный материал всех рассматриваемых дисциплин. В данной статье рассматриваются особенности междисциплинарных связей, актуальных при преподавании и изучении арабского языка, предлагаются варианты имплементации этих особенностей для успешного усвоения арабского языка в рамках учебных программ неязыковых специальностей. Эти предложения успешно применяются при преподавании студентам, обучающимся на религиоведческих и теологических специальностях.
Об авторах
Р. ГарееваРоссия
Раушания Рауфовна Гареева, кандидат филологических наук, доцент
450106
Октябрьской революции, 3а
Уфа
Н. Фаткуллин
Россия
Нияз Инзилевич Фаткуллин, старший преподаватель
450100
Чернышевского, 5
Уфа
Е. Хамидов
Россия
Евгений Нафисович Хамидов, старший преподаватель
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Введение в востоковедение: Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб.: КАРО, 2011. 584 с.
2. Гиргас В. Ф., Розен В. Арабская хрестоматия для 1-го курса, СПб, [б. и.], 1912. 110 с.
3. Гончар А. И., Медведева Л. Г., Надеждина Е. Ю., Шатурная Е. А. Междисциплинарная интеграция в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Приоритетные направления развития науки и образования : сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 64–68.
4. Джассер Ауда. Цели шариата (руководство для начинающих). М.: Изд-во Марджани, 2015. 193 с.
5. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.
6. Ибн аль-Мукаффа. Калила и Димна. М.: Изд-во «Художественная литература», 1986. 304 с.
7. Ибн Маджа. Суннан (сборник хадисов). Книга 5. Казань: Изд-во «Иман», 2002. 201 с.
8. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315 с.
9. «Луна рода Хашим» (сериал, 2008). URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1044431/ (дата обращения: 21. 10. 21)
10. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 48. 03. 01 «Теология». URL: http://www.kazanriu.ru/Dokumenti/OPOP/opop%2048.03.01%20teologiya%20(b).pdf (дата обращения: 21. 10. 21)
11. Программа «Арабская филология» (бакалавриат). URL: https://www.orient.spbu.ru/index.php/ru/o-fakultete/kafedry/item/70-kafedra-arabskoj-filologii (дата обращения: 24. 10. 21)
12. Проективный философский словарь. Новые термины и понятия. / Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. Предисл. М. Н. Эпштейна. СПб., Алетейя, 2003. 512 с.
13. Резван Е. А. Введение в коранистику. Казань: Изд.-во Казанского университета, 2014. 408 с.
14. «Умар ибн аль-Хаттаб» (сериал, 2012). URL: https://www.kinopoisk.ru/series/734161/ (дата обращения: 21. 10. 21)
15. Хайрутдинов А. Г. История арабского языка: начальный курс : Учеб. пособие. Казань: Магариф, 2007. 175 с.
16. يمخللا محمد نب ىسوم نب ميهاربإ قاحسإ وبأ ،يبطاشلا - ،ناملس لآ نسح نب روهشم ةديبع وبأ :قيقحت ،تاقفاوملا 25.ص ،5جيمخللا محمد نب ىسوم نب ميهاربإ قاحسإ وبأ ،يبطاشلا - ،ناملس لآ نسح نب روهشم ةديبع وبأ :قيقحت ،تاقفاوملا . 25ص ،5ج ،891ص ،4ج ،7991 ،1ط ،ةيدوعسلا ،نافع نبا راد
17. (Аль-Шатиби, Абу Исхак Ибрагим бин Муса бин Мухаммад аль-Лахми. Разрешения (согласия). Саудовская Аравия, Аррият: Дар Ибн Аффан, 1997, т. 1. 367 с.)
18. ،وحنلا لوصأ ملع يف حارتقلاا .نيدلا للاج ،يطويسلا ،6002 ،ةيعماجلا ةفرعملا راد ،توقاي ناميلس دومحم :قيلعت
19. ьла) .794ص-Суюты Джалялюддин. Исследование основ арабского языкознания. Издательство «Дар альма'рифа» при университете, 2006. 497 с.)
Рецензия
Для цитирования:
Гареева Р., Фаткуллин Н., Хамидов Е. Междисциплинарные связи в контексте преподавания арабского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):250-254. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-250-254
For citation:
Gareeva R., Fatkullin N., Khamidov E. Interdisciplinary relations in the context of Arabic language teaching. Philology and Culture. 2021;(4):250-254. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-250-254