Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Система факторов успешного обучения искусству музыкальной импровизации

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-255-260

Аннотация

   В статье впервые в максимально полном виде, насколько это позволяет её формат, представлена система факторов, определяющих успех в овладении искусством музыкальной импровизации. Проблема установления этих факторов и их системы до настоящего времени не была решена, что подтверждается отсутствием научных исследований в этой сфере. Полученные авторами выводы отражают результаты критического анализа теоретических положений, представленных в многочисленных источниках, а также результаты обобщения опыта обучения музыкальной импровизации, на основе которых устанавливаются основания для их выведения. Представлены основные группы и категории факторов, которые по-разному проявляют себя в различных процессах музыкальной импровизации, кратко раскрывается их содержание, структура и особенности. На основе результатов проведенного исследования авторы пришли к выводу о необходимости включения в систему факторов личностного, социального, психологического, педагогического, социокультурного, образовательного, профессионального и возрастного статусов, а также организационных, педагогических и методических условий, обладающих рядом специфических характеристик и имеющих уникальное содержание. Выведенная система факторов может быть использована в теории и практике обучения музыкальной импровизации и способствовать более эффективному решению присущих им проблем.

Об авторах

В. Гоптарев
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова
Россия

Владимир Николаевич Гоптарев, кандидат педагогических наук, доцент

420015

Большая Красная, 38

Казань



Н. Жданова
«Детская школа искусств» Авиастроительного района г. Казани
Россия

Надежда Александровна Жданова, преподаватель, соискатель К(П)ФУ

420127

Чапаева, 3А

Казань



Список литературы

1. Борухзон Л. М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1985. С. 237–252

2. Гильманов С. А. Психологические характеристики способностей к музыкальной импровизации // Вестник Югорского государственного университета. Ханты-Мансийск: Издательство: Югорский государственный университет, 2016. Выпуск 1 (40). С. 116–123.

3. Григорьева М. В. Личностные факторы развития способности импровизации в младшем школьном возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Адыгейский государственный университет. № 6–1, 2014. С. 243–246.

4. Григорьева М. В. Развитие способности к импровизации у младших школьников в художественной деятельности : автореф. дис... канд. психол. наук: Санкт-Петербург, 2016. 28 с.

5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1084 с.

6. Козырев Ю. П. Импровизация – путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск второй. М.: Советский композитор,1985. С. 252–271.

7. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. М.: Престо, 1995. Вып. 1. 32 с.

8. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991. 88 с.

9. Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. С.-Пб: Планета музыки, 2020. 324 с.

10. Никитин А. А. Импровизация как вид творчества. URL: https://www.dissercat.com/content/improvizatsiya-kak-vid-tvorcheskoi-deyatelnosti-v-teorii-i-praktike-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18 09. 2020).

11. Савин Е. Ю. Методика изучения склонности к педагогической импровизации и самооценки опытности: конструирование и апробация // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» URL: http://www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru. 2012, № 1.(дата обращения: 24. 12. 2020)

12. Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Вопросы психологии. 1963.№ 5. С. 38-47.

13. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.

14. Харькин В. Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя : автореф. дис. … д-ра пед. наук: Москва, 1992. 32 с.

15. Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций : учебное пособие. Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань), Междунар. науч.-произв. об-ние «Акцептор». Казань: Познание, 2009. 491 с.

16. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. М.: Амрита-Русь, 2012. 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гоптарев В., Жданова Н. Система факторов успешного обучения искусству музыкальной импровизации. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):255-260. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-255-260

For citation:


Goptarev V., Zhdanova N. The system of successful learning factors: The art of musical improvisation. Philology and Culture. 2021;(4):255-260. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-255-260

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)