Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

«Документальное» и «художественное» в «Дневнике» Джона Вулмена

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-46-55

Аннотация

   Статья посвящена изучению «документальной» и «художественной» составляющих «Дневника» (1774) – духовной автобиографии американского проповедника-квакера Джона Вулмена.

   Новизна исследования обусловлена тем, что данный вопрос прежде не ставился в академической литературе о Вулмене.

   В статье применяется историко-литературный метод; учитываются ключевые особенности квакерской литературной традиции и важнейшая роль, которую в ней играла документальность. В качестве «документального» в «Дневнике» рассматриваются: 1) открывающая текст формулировка автобиографической интенции; 2) хронологически последовательная датировка записей; 3) присутствующие в тексте отсылки к историческим явлениям, событиям, личностям, а также географическим объектам; 4) обширное цитирование различных документов. К «художественной» составляющей текста представляется возможным отнести такие его особенности, как: 1) тщательный отбор материала, способствующий моделированию «образцового автобиографического героя»; 2) использование притчевого начала; 3) элементы образности в описании местностей; 4) «эмблематичность» в изображении сновидений; 5) сквозной мотив путешествия, в котором происходит сближение семантики «странничества», «труда» и «ведения дневника». Выявление названных начал в «Дневнике» иллюстрирует способность жанра автобиографии синтезировать документальность с художественностью.

Об авторе

Д. Абдурахманова-Павлова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Дарья Владимировна Абдурахманова-Павлова, аспирант

199034

Университетская наб., д. 7/9

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Апенко Е. М. Американские квакеры и литература // Вестник Удмуртского университета. 1994. № 4. С. 18–26.

2. Аствацатуров А. А. Генри Миллер: художественное и документальное // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 4 (46). С. 102–109.

3. Вулман Дж. Дневник. Ходатайство о бедных / пер. с англ. Т. А. Павловой. М.: Астрея, 1995. 336 с.

4. Голубков А. В. Читатель в «Исповеди» Руссо : Риторические основы автобиографического романа // Литературоведческий журнал РАН. № 31. 2012. С. 4–20.

5. Гулотта А., Кривеллер К. От редакторов журнала «AvtobiografiЯ» // Автобиографические сочинения в междисциплинарном пространстве: Люди, тексты, практики / под ред. Ю. П. Зарецкого, Е. К. Карпенко, З. В. Шушпановой. М.: «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017. С. 491–518.

6. Коптева Э. И. Роль эпиграфов в автобиографическом повествовании Д. И. Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1798 г.) // Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 175–178.

7. Коренева М. М. Сочинения ново-английских пуритан. Миссия и историческая реальность // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1997. С. 148–216.

8. Лежен Ф. Руссо и автобиографическая революция / пер. с франц. Ю. Ткаченко // Новое литературное обозрение. 2019. № 3. С. 75–88.

9. Мишина Л. А. Дневник как жанр и как форма в американской литературе XVII века // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Литературоведение. 2015. № 2 (2). С. 148–152.

10. Романова Г. И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 15–17.

11. Стеценко Е. А. История, написанная в пути… (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII–XIX вв.). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1996. 312 с.

12. Тюпа В. И. Двуязычие «Повестей Белкина»: анекдот и притча // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 4. С. 8–13.

13. Ambler R. Light to Live by: An Exploration in Quaker Spirituality. London: Quaker Books, 2002. 66 p.

14. Banes R. A. The Exemplary Self: Autobiography in Eighteenth Century America // University of Hawai’i Press: Biography. 1982. Vol. 5, No. 3. Pp. 226–239.

15. Dandelion P. Making Our Connections: A Spirituality of Travel. London: SCM Press, 2013. 192 p.

16. Durham G. The Spirit of the Quakers. New Haven; London: Yale University Press, 2010. 244 p.

17. Durnbaugh D. F. Baptists and Quakers – Left Wing Puritans? // Friends Historical Association. 1973. Vol. 62, No. 2. Pp. 67–82.

18. Griffith J. The Rhetoric of Franklin’s «Autobiography» // Wayne State University Press. Criticism. 1971. Vol. 13. No. 1. Pp. 77–94.

19. Higgins E. John Woolman’s Journal: Narrative as Quaker Values Transmission // Quaker Religious Thought. 1993. Vol. 81. Pp. 25–37.

20. Kardux J. The Politics of Genre, Gender, and Canon-Formation: The Early American Bildungsroman and Its Subversions // Rewriting the Dream: Reflections on the Changing American Literary Canon. Ed. by W. M. Verhoeven. Amsterdam–Atlanta, 1992. Pp. 177–179.

21. Kershner J. R. ‘A More Lively Feeling’: The Correspondence and Integration of Mystical and Spatial Dynamics in John Woolman’s Travels // Quaker Studies. 2015. No. 20/1. Pp. 103–116.

22. Kershner J. R. “The Government of Christ”: John Woolman’s (1720–1772) Apocalyptic Theology. A PhD Thesis Submitted to the University of Birmingham. 2013. 390 p.

23. Lejeune Ph. On Diary: The Continuous and The Discontinuous / Ed. by J.D. Popkin and J. Rak. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2009. Pp. 175–186.

24. Merriam Webster Dictionary Online. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/travel (дата обращения: 05. 08. 2021).

25. Miller J. D. «Nature Hath a Voice»: John Woolman’s Wilderness “Habitus” // Religion and Literature. 2013. Vol. 45, No. 2. Pp. 27–54.

26. Perkins J. The European Reception of John Woolman’s Journal // Quaker History. 1989. Vol. 69, No. 2. Pp. 91–101.

27. Plank G. The First Person in Antislavery Literature: John Woolman, his Clothes and his Journal // Slavery and Abolition. 2009. Vol. 30, No. 1. Pp. 67–91.

28. Rosenblatt P. John Woolman. New York: Twayne Publishers Inc., 1969. 164 p.

29. Shea D. Spiritual Autobiography in Early America. Princeton: Princeton University Press, 1968. 280 p.

30. Smith S., Watson J. Reading Autobiography: A Guide for Interpreting Life Narratives. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. 297 p.

31. Stewart M. E. Thinking About Death: The Companionship of John Woolman’s Journal // The Tendering Presence: Essays on John Woolman; In Honour of S. Olmsted and Ph. P. Moulton. Ed. by M. Heller. Pennsylvania: Pendle Hill Publications, 2003. P. 105–132.

32. Tolles F. B. «Of the Best Sort but Plain»: The Quaker Esthetic // American Quarterly. 1959. Vol. 11, No. 4. Pp. 484–502.

33. White A. A «Consuming» Oppression: Sugar, Cannibalism and John Woolman’s 1770 Slave Dream // Quaker History. 2007. Vol. 96, No. 2. Pp. 1–27.

34. Woolman J. The Journal and Major Essays / Ed. by Ph. P. Moulton. Philadelphia: Friends United Press, 2007. 342 p.


Рецензия

Для цитирования:


Абдурахманова-Павлова Д. «Документальное» и «художественное» в «Дневнике» Джона Вулмена. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):46-55. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-46-55

For citation:


Abdurakhmanova-Pavlova D. “Non-fiction” and “fiction” in John Woolman’s Journal. Philology and Culture. 2021;(3):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-46-55

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)