Художественное и документальное в романах Саши Соколова «Школа для дураков» и «Палисандрия»: к проблеме набоковской традиции, новаторства и типологического схождения
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-61-68
Аннотация
В статье исследуется проблема взаимодействия документального и художественного в указанных произведениях С. Соколова, в связи с чем рассмотрены границы и принципы сочетания фактического и фикционального материала, а также художественные средства и способы повествования, весьма характерные и для набоковской поэтики: ключевые слова, устойчивые лейтмотивы, ассоциативные связи, маргинальные образы, совмещение различных временных пластов, субъекьтивная авторская трактовка истории и др. Поэтому в исследовании поставлена и успешно решена проблема возможного влияния поэтики романов Набокова на становление Соколова-романиста. При сравнительном анализе текстов делается вывод, что, несмотря на сходство элементов поэтики в них, первый роман С. Соколова являет собой яркий пример многоаспектного типологического схождения. А работая над «Палисандрией» в эмиграции и ознакомившись уже там с творчеством Набокова, писатель ставит своей целью не только создать роман-пародию на его «Лолиту», но и покончить с романом как с жанром, гротескно отобразив в нем основные ценности эпохи советского периода. В жанровом отношении «Палисандрия» пародийно соединяет в себе и специфику более поздних набоковских романов («Ада» и «Бледное пламя»), представляя собой и семейную хронику, и политический авантюрно-детективный роман, и любовно-эротическую историю о похождениях представителя сексуальных меньшинств. В нем сатирически обыгрывается набоковская тема инцеста (пародия на «Аду»), широко используются ирония, гротеск, гипербола, разветвленная пародийная интертекстуальность и другие особенности постмодернистской поэтики.
Об авторе
Т. БеловаРоссия
Татьяна Николаевна Белова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
119899
Воробьевы горы
Москва
Список литературы
1. Белова Т. Н. Американская ретроспектива в творчестве Набокова : художественное преломление традиций Э. По // Stephanos. М.: Изд-во МГУ, 2020, т. 40, № 2. С. 1–12.
2. Белова Т. Н. В. Набоков и Э. Хемингуэй (особенности поэтики и мироощущения) // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 9 Филология. 1999. № 2. С. 55–61.
3. Джонсон Д. Б. Саша Соколов. Литературная биография // Глагол. 1992. № 6. С. 271–292.
4. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.: Прогресс, 1977. 229 с.
5. Зубарева Е. Ю. Саша Соколов // История литературы русского зарубежья (1920-е – начало 1990-х гг.) : Учебник для вузов. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. 706 с. С. 570–576.
6. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 253 с.
7. Набоков В. В. Bend Sinister. Романы. СПб.: Северо-Запад, 1993. 528 с.
8. Набоков В. В. Лолита // В. В. Набоков. Собр. соч. в 4 тт. Т. 5, доп. М.: Прогресс, 1992. 336 с.
9. Набоков В. В. Машенька // В. В. Набоков. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. М.: Правда, 1990. С. 34–112.
10. Соколов С. Палисандрия // Глагол. 1992. № 6. С. 5–270.
11. Соколов С. Школа для дураков. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2017. 256 с.
12. Hemingway E. For Whom the Bell Tolls. N. Y., Charles Scribner’s Sons, 1940.
13. Lyotard J.-F. Answering questions: What Is Post-modernism // Innovation. Renovation: New Perspective on the Humanities / Ed. by Hassan I., Hassan S., Madison, 1983. PP. 329–341.
Рецензия
Для цитирования:
Белова Т. Художественное и документальное в романах Саши Соколова «Школа для дураков» и «Палисандрия»: к проблеме набоковской традиции, новаторства и типологического схождения. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):61-68. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-61-68
For citation:
Belova T. Fictional and documentary aspects of S. Sokolov’s novels “A School for Fools” and “Palisandria”: Nabokov’s literary tradition or typological convergence. Philology and Culture. 2021;(3):61-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-61-68