Репрезентация советского литературного биографического канона в современной художественной культуре
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-90-96
Аннотация
В статье анализируются особенности репрезентации советского литературного биографического канона в современном художественном процессе. Автор отмечает экстраполяцию литературного канона на жанр байопика, исследует причины обращения к советской литературной традиции в современной культуре. Автор анализирует генезис и эволюцию черт советского литературного биографического канона, отмечая дискуссионный характер жанра биографии в литературоведении, связанный с двойственной установкой биографии на вымысел и документальность. Создание литературного биографического канона рассмотрено в контексте формирования идеологической парадигмы советской культуры, для которой характерны героизация и мифологизация. Обозначена парадоксальность биографического канона, который требует идеализации положительного героя, его предсказуемости, представляет биографию как тип развития персонажа, обнаруживает связь с агиографией. Рассмотрена типология персонажей жанра биографии, в основе которой лежит типология героических деяний личности: герой труда (культурный герой), герой-воин, политический деятель, герой-жертва. Выделены особенности репрезентации литературного канона в современном отечественном кинематографе, которые связаны с актуализацией двух типов героев: культурный герой и герой-воин. Обозначена новая смысловая парадигма репрезентации советского литературного канона, обусловленная жизненным фазами формирования и бытования литературного канона в истории литературы, а также переходом от литературоцентричности к визуальной культуре.
Об авторе
Т. ЕрохинаРоссия
Татьяна Иосифовна Ерохина, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой
кафедра культурологии
150000
Которосльная наб., 66
Ярославль
Список литературы
1. Винокур Г. Биография и культура. М.: Гос. акад. худож. наук, 1927. 86 с.
2. Гринберг И. Герой советского романа // Образ большевика. Л.: Художественная литература, 1938. 292 с.
3. Ерохина Т. И. Феномен памяти в массовой культуре : контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 269–274
4. Подлубнова Ю. Коммунистическая агиография в советской литературе 1920–1940-х гг. URL: https://www.netslova.ru/podlubnova/comm.html (дата обращения: 12. 04. 2021).
5. Пучков В. А. Генеалогия современной биографической прозы: от мифологического сказания о героях к биографическому дискурсу // Ярославский педагогический вестник. 2011. С. 180–183.
6. Соцреалистический канон / Сборник статей под общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с.
7. Сухих И. Н. Русский литературный канон ХХ века: формирование и функции // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 3. С. 329–336.
8. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М.: «Искусство», 1959. 282 с.
9. Eliade М. Kosmos und Geschichte. Frankfurt а. M., 1981. 188 р.
Рецензия
Для цитирования:
Ерохина Т. Репрезентация советского литературного биографического канона в современной художественной культуре. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):90-96. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-90-96
For citation:
Erokhina T. Representation of the Soviet literary biographical canon in modern art culture. Philology and Culture. 2021;(3):90-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-90-96