Роль хора в пьесе Аси Волошиной «Гибнет хор»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-147-152
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования факта в современной драме. На основании реальных впечатлений участников Первой мировой войны Асей Волошиной создан персонаж, чьи реплики первоначально создают фон истории любви и смерти центрального героя пьесы «Гибнет хор». Постепенно реплики хора становятся важной частью диалога врача и сестры милосердия. Этот диалог дает возможность драматургу представить читателю / зрителю собственное понимание трагедии современности. Анализ пьесы Аси Волошиной показывает возможности использования техники вербатима в невербатимной драматургии, свидетельствует о его развитии в современной драме не только для достижения трагического эффекта, но и для презентации автором собственной концепции мира и человека при отсутствии в пьесе лирического авторского субъекта и минимизации роли ремарки. Обращение к живым свидетельствам истории сближает пьесу о переживании ужасов войны с классическими произведениями русской литературы ХХ века, что также доказывает проведенный анализ трагедии Аси Волошиной «Гибнет хор».
Об авторе
Л. ТютеловаРоссия
Лариса Геннадьевна Тютелова, доктор филологических наук, заведующий кафедрой
кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
443086
Московское шоссе, 34
Самара
Список литературы
1. Бабичева Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX – начала ХХ вв. Вологда: Вологодский гос. педагогический институт, 1982. 128 с.
2. Бондаренко С. Заклинание страха : А. Волошина. «Гибнет хор». Творческое пространство «Имажинариум». Режиссер Евгения Богинская. URL: http://ptj.spb.ru/archive/80/na-teatre-voennux-deistvy/zaklinanie-straxa/ (дата обращения: 03. 08. 2021).
3. Бродский И. А. Пoклoниться тени : эссе. СПб.: Азбука-классика, 2003. 252 с.
4. Булгаков М. А. Сoчинения : в 4 т. Т. 1: «Страшно жить, когда падают царства…» М.: Вагриус, 2003. 525 с.
5. Вишневский В. В. Оптимистическая трагедия. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1972. 63 с.
6. Волошина А. Гибнет хор : четыре пьесы о России. СПб.: Сеанс, 2018. 224 с.
7. Волошина А. Драматургия – это опрокинутый психоанализ // Многобукв. 2018. 9 октября. URL: https://mnogobukv.hse.ru/news/225501993.html (дата обращения: 03. 08. 2021).
8. Гоева Н. П. Коммуникативные функции хора в античном театре // Культура и цивилизация. 2013. № 1–2. С. 49–59.
9. Джурова Т. Комната Волошиной // Современная драматургия. 2021. № 1. URL: https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2021-1/9014 (дата обращения: 03. 08. 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Тютелова Л. Роль хора в пьесе Аси Волошиной «Гибнет хор». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):147-152. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-147-152
For citation:
Tyutelova L. The role of the choir in Voloshina’s play “The Choir Is Dying”. Philology and Culture. 2021;(3):147-152. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-147-152