Проблема травматического опыта в романе Дж. Харрис «Пять четвертинок апельсина»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-153-159
Аннотация
В статье прослеживаются тенденции изображения Второй мировой войны в зарубежной литературе, рассматривается проблема травматического опыта в современной британской литературе на материале романа Дж. Харрис «Пять четвертинок апельсина» (2001), так как Вторая мировая война является одной из наиболее серьезных травм для человечества. Так, в контексте исследований проблемы травматического опыта (trauma studies) тема Второй мировой войны в XX веке получает новую интерпретацию в художественной литературе, внимание писателей смещается с масштабного описания ужасов войны на частные жизни определенных социальных групп, а именно детей. Дж. Харрис в своем произведении рассматривает травматичный для Франции период коллаборационизма с точки зрения детей – непосредственных участников взаимоотношений французов и немцев. Используя традиционные повествовательные приемы: вводя героиню-повествовательницу, соединяя два временных пласта (прошлое и настоящее Фрамбаузы Дартижан), а также дополнительную повествовательную основу в виде рукописной книги, Дж. Харрис создает ряд «уловок», помогающих примирить читателя с мирным взаимодействием героев с немцами. Одной из них становится постоянный комментарий рассказчицы, объясняющей свои детские поступки и мотивы. На сюжетном уровне травматические события связаны не только с поступками немцев (насилие над Рен-Клод), но и с поступками жителей деревни, французов, мстящих за своих родных семье главной героини. Таким образом, в статье рассматривается отображение травматического опыта на нескольких уровнях произведения, причем речь идет о различных травмах. Такая многоуровневая организация текста позволяет Дж. Харрис, на сюжетном уровне реализуя общепринятую точку зрения, связанную с осуждением коллаборационизма, на повествовательном и авторском уровнях дать возможность сложной и неоднозначной оценки исторического прошлого.
Ключевые слова
Об авторах
Л. ХабибуллинаРоссия
Лилия Фуатовна Хабибуллина, доктор филологических наук, профессор
420008
Кремлевская, 18
Казань
Н. Романова
Россия
Наталия Вадимовна Романова, магистрант
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Ализаде А. А. Осознание жизненных приоритетов в прозе Джоанн Харрис // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки : сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. № 1(5). 2018. С. 88–95.
2. Бурлаков А. Н. Французская историография о немецкой оккупации Франции (1940–1944 гг.) // Clio-Science : проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Вып. III. 2012. С. 288–304.
3. Каркавина О. В. Особенности репрезентации концептосферы «еда» в романе Джоанн Харрис «Пять четвертинок апельсина» // Культура и текст. 2020. № 3 (42). С. 150–160.
4. Киприна С. В. Развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2011. № 1. С. 153–158.
5. Кузина М. А. Экзотизация vs. дэкзотизация кулинарной лексики в художественной литературе (на примере романов Дж. Харрис и Ч. Б. Дивакаруни) // Преподаватель XXI век. 2021. № 1–2. С. 313–325.
6. Мороз О. В., Суверина Е. В. Trauma studies : История, репрезентация, свидетель // НЛО, 2014. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/125/8m.html (дата обращения: 30. 07. 2021).
7. Саруханян А. П. Частные судьбы людей и история. Английская литература о Второй мировой войне // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / отв. ред. П. М. Топер. М.: Наука, 1985. С. 466–491.
8. Хабибуллина Л. Ф. Вторая мировая война в современной литературе // Филология и культура. Philology and Culture. Вестник ТГГПУ. 2015. № 2 (40). С. 264–269.
9. Харрис Дж. Пять четвертинок апельсина / пер. с англ. Тогоева Ирина. М.: Эксмо-Пресс, 2013. 448 с.
10. Caruth C. Unclaimed Experience. Trauma, Narrative, and History. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996. 208 p.
11. La Capra D. What is Essential To The Humanities // Do The Humanities Have to Be Useful? / Ed. By P.G. Lepage, C. Martin, M. Mostafavi. Cornell: Cornell University Press, 2006. P. 75–85. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268033286/25lac.pdf (дата обращения: 30. 07. 2021).
12. Nadal M. Trauma in Contemporary Literature. Narrative and Representation / Edited by M. Calvo. Routledge, 2014. 260 р.
13. Sudlenkova O. English Literature on the Theme of the Second World War // Тропа. Современная британская литература в российских вузах. 2008. № 1. Р. 17–23.
14. Tal K. Worlds of Hurt: Reading the Literatures of Trauma. New York: Cambridge University Press, 1996. 296 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хабибуллина Л., Романова Н. Проблема травматического опыта в романе Дж. Харрис «Пять четвертинок апельсина». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):153-159. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-153-159
For citation:
Khabibullina L., Romanova N. The problem of traumatic experience in J. Harris’s novel “Five Quarters of the Orange”. Philology and Culture. 2021;(3):153-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-153-159