Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

О некоторых общеучебных умениях аудирования

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-173-183

Аннотация

   Процесс диалогизации в современном информационном обществе первой четверти XXI века объединяет в себе такие понятия, как речевое поведение и социализация личности, цифровая и функциональная грамотность, культурно-историческая память носителей языка, язык и языковая картина мира человека. Умение общаться лежит в основе коммуникативной и учебно-познавательной компетенции школьника. В данной статье рассматриваются некоторые общеучебные умения и навыки аудирования. Под «общеучебными» мы понимаем способности, выступающие определенным индикатором самостоятельности личности, умения жить в социуме, готовность выпускников к профессиональной деятельности. К целям аудирования относят: понимание, переработку информации, получение знаний, нахождение истины, общение с внешним миром, взаимопомощь, соучастие и сопричастность к другим людям в процессе коммуникации. Поэтому в основе обучения аудированию лежит диалектический метод анализа окружающей действительности. Поскольку осмысленное восприятие речи на слух является формой познавательной активности, мы будем считать аудирование видом речевой деятельности, в котором «центр ответственности» за качество полученных знаний смещается в сторону ученика, к самообучению. Обучение аудированию на основе когнитивного подхода в курсе русского языка, в нашем понимании, осуществляется с опорой на достижения в области психологии, лингвистики, социологии, педагогики, философии. Авторы приходят к выводу, что умения и навыки аудирования являются общеучебными, следовательно, закономерности познавательного мышления носят междисциплинарную, функциональную и когнитивную направленность.

Об авторе

О. Баранова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Ольга Викторовна Баранова, ассистент

119991

Малая Пироговская, дом 1, строение 1

Москва



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2018. 448 с.

2. Аракин В. Д. Речевая единица – основа обучения речи / Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия / [Предисл. Леонтьева А. А.]. М.: Рус. яз., 1991. 356 с.

3. Арсентьев Н. М. Учебник по истории России. XIX – начало XX вв. 9 класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2018. 143 с.

4. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа. URL: https://studref.com (дата обращения: 09. 04. 2021).

5. Гончарук С. Ю. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-11 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2019. 208 с.

6. Зимняя И. А. Психология слушания и говорения : автореф. дис… д-ра психолог. наук: Москва, 1973. 32 с.

7. Ибакаева Е. К. Аудирование как вид учебной деятельности // Педагогическое образование в России. 2009. № 2. С. 78–83.

8. Клобукова Л. П. Обучение языку специальности. М. : Изд-во МГУ, 1987. 77 с.

9. Ладыженская Т. А. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

10. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение) : автореф. дис… д-ра филол.наук: Москва, 1975. 45 с.

11. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., «Русский язык», 1977. 213 с.

12. Первушина Е. Буквы обманки // Наука и жизнь. 2021. № 2. С. 90–91.

13. Примерная основная образовательная программа образовательной организации. Основная школа. М.: Просвещение, 2016. 416 с.

14. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе : учебник для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 "Рус. яз. и литература" 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 414 с.

15. Текучева И. В. О понятии «аудирование» в современной научной литературе // Текст, контекст, интертекст. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. С. 391–396.

16. Текучева И. В., Горнякова Т. А. О механизмах смыслового чтения / Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 37–41.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. 5-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2016. 62 с.

18. Холодная М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е изд. М.: Питер, 2004. 384 с.

19. Черепанова Л. В. Функционально-смысловые типы речи в формировании коммуникативной компетенции школьников при обучении русскому языку // Вестник БГУ. г. Брянск, 2019. № 2. С. 110–115.

20. Черепанова Л. В. Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 класса : дис ... канд. пед. наук: Москва, 1997. 195 с.


Рецензия

Для цитирования:


Баранова О. О некоторых общеучебных умениях аудирования. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):173-183. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-173-183

For citation:


Baranova O. On some general educational skills of cognitive listening. Philology and Culture. 2021;(3):173-183. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-173-183

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)