Поколение Z: каким оно видит современный учебник русского языка?
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195
Аннотация
В статье освещается проблема подготовки нового поколения учебников русского языка для общеобразовательных учреждений РФ в свете наступающей эпохи сплошной цифровизации страны. Предмет «русский язык» рассматривается как наивысшая ценность многонациональной культуры народов России, содействующий повышению интеллектуально-эмоционального и культурного уровня учащихся основной школы через формирование и развитие их теоретического мышления, позитивных мировоззренческих взглядов, традиционных культурных ценностей на основе дидактического материала учебника русского языка, адресованного современному цифровому поколению обучающихся (поколению Z).
Цель работы: 1) охарактеризовать современных школьников 8-11 классов (поколение Z) как субъекта / пользователя учебника русского языка: выявить на основе анализа трудов ученых нейропсихологов, лингвистов, педагогов-дидактов, социологов, психологов ценностные ориентиры, психоэмоциональные особенности, взгляды на жизнь, перспективные планы на профессиональную деятельность, отношение к цифровизации зетов; 2) провести анкетирование учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области по выявлению отношения подростков к действующим бумажным / оцифрованным учебникам русского языка и изучению их предложений по созданию будущих цифровых; проанализировать письменные ответы учащихся на вопрос: «Какие темы текстов вы хотели бы видеть в учебнике русского языка?»; 3) разработать критерии отбора и составления авторских текстов в новые учебники русского языка.
Результаты исследования состоят в следующем: получены достоверные данные о социальном и психологическом самочувствии цифрового поколения школьников (зетов), о восприятии ими современного учебника русского языка и видении будущего цифрового, его плюсов и минусов; систематизированы предложения старшеклассников по подготовке новых цифровых учебников; предложены критерии отбора и составления авторских текстов по тематическому принципу для учебников русского языка, отвечающих вызовам цифрового времени и современным задачам отечественного образования.
Об авторах
Л. ХодяковаРоссия
Лия Александровна Ходякова, доктор педагогических наук, профессор
194351
Малая Пироговская, 1/1
Москва
А. Супрунова
Россия
Анна Витольдовна Супрунова, учитель русского языка
141410
проспект Мельникова, 2а
Московская область
Химки
Р. Рамазанов
Россия
Рамиль Кирямович Рамазанов, кандидат педагогических наук, доцент
194351
Малая Пироговская, 1/1
Москва
Список литературы
1. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь ХХI век. 2014. №12. С. 44–49. URL: https://rucont.ru/efd/513196 (дата обращения: 12. 04. 2021)
2. Федорова Н. «Современные школьники не знают, кем хотят стать». URL: https://realnoevremya.ru/articles/146503-sociologi-rasskazali-kem-hotyat-stat-sovremennye-shkolniki (дата обращения: 12. 04. 2021)
3. Ходякова Л. А. Методика овладения аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности : монография. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. 214 c.
4. Черниговская Т. Распределенное сознание : о будущем чтения. URL: https://www.livelib.ru/articles/post/23779-raspredelennoe-soznanie-tatyana-chernigovskaya-o-buduschem-chteniya?ysclid=lnk0lnjwuk23007282 (дата обращения: 12. 04. 2021)
5. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 20б9. New York: William Morrow & Company. – URL: http://surl.li/qynr
Рецензия
Для цитирования:
Ходякова Л., Супрунова А., Рамазанов Р. Поколение Z: каким оно видит современный учебник русского языка? Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):189-195. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195
For citation:
Khodyakova L., Suprunova A., Ramazanov R. Generation Z: How does it see the modern Russian language textbook? Philology and Culture. 2021;(3):189-195. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195