Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Поколение Z: каким оно видит современный учебник русского языка?

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195

Аннотация

   В статье освещается проблема подготовки нового поколения учебников русского языка для общеобразовательных учреждений РФ в свете наступающей эпохи сплошной цифровизации страны. Предмет «русский язык» рассматривается как наивысшая ценность многонациональной культуры народов России, содействующий повышению интеллектуально-эмоционального и культурного уровня учащихся основной школы через формирование и развитие их теоретического мышления, позитивных мировоззренческих взглядов, традиционных культурных ценностей на основе дидактического материала учебника русского языка, адресованного современному цифровому поколению обучающихся (поколению Z).

   Цель работы: 1) охарактеризовать современных школьников 8-11 классов (поколение Z) как субъекта / пользователя учебника русского языка: выявить на основе анализа трудов ученых нейропсихологов, лингвистов, педагогов-дидактов, социологов, психологов ценностные ориентиры, психоэмоциональные особенности, взгляды на жизнь, перспективные планы на профессиональную деятельность, отношение к цифровизации зетов; 2) провести анкетирование учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области по выявлению отношения подростков к действующим бумажным / оцифрованным учебникам русского языка и изучению их предложений по созданию будущих цифровых; проанализировать письменные ответы учащихся на вопрос: «Какие темы текстов вы хотели бы видеть в учебнике русского языка?»; 3) разработать критерии отбора и составления авторских текстов в новые учебники русского языка.

   Результаты исследования состоят в следующем: получены достоверные данные о социальном и психологическом самочувствии цифрового поколения школьников (зетов), о восприятии ими современного учебника русского языка и видении будущего цифрового, его плюсов и минусов; систематизированы предложения старшеклассников по подготовке новых цифровых учебников; предложены критерии отбора и  составления авторских текстов по тематическому принципу для учебников русского языка, отвечающих вызовам цифрового времени и современным задачам отечественного образования.

Об авторах

Л. Ходякова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Лия Александровна Ходякова, доктор педагогических наук, профессор

194351

Малая Пироговская, 1/1

Москва



А. Супрунова
МБОУ Лицей № 15 г. Химки
Россия

Анна Витольдовна Супрунова, учитель русского языка

141410

проспект Мельникова, 2а

Московская область

Химки



Р. Рамазанов
Московский педагогический государственный университет
Россия

Рамиль Кирямович Рамазанов, кандидат педагогических наук, доцент

194351

Малая Пироговская, 1/1

Москва



Список литературы

1. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь ХХI век. 2014. №12. С. 44–49. URL: https://rucont.ru/efd/513196 (дата обращения: 12. 04. 2021)

2. Федорова Н. «Современные школьники не знают, кем хотят стать». URL: https://realnoevremya.ru/articles/146503-sociologi-rasskazali-kem-hotyat-stat-sovremennye-shkolniki (дата обращения: 12. 04. 2021)

3. Ходякова Л. А. Методика овладения аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности : монография. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. 214 c.

4. Черниговская Т. Распределенное сознание : о будущем чтения. URL: https://www.livelib.ru/articles/post/23779-raspredelennoe-soznanie-tatyana-chernigovskaya-o-buduschem-chteniya?ysclid=lnk0lnjwuk23007282 (дата обращения: 12. 04. 2021)

5. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 20б9. New York: William Morrow & Company. – URL: http://surl.li/qynr


Рецензия

Для цитирования:


Ходякова Л., Супрунова А., Рамазанов Р. Поколение Z: каким оно видит современный учебник русского языка? Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):189-195. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195

For citation:


Khodyakova L., Suprunova A., Ramazanov R. Generation Z: How does it see the modern Russian language textbook? Philology and Culture. 2021;(3):189-195. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)